Данный пост носит отчасти юмористический характер. Приводимые
законы, не являются законами в научном смысле слова. И если вы не любите читать
посты ни о чем, не читайте дальше.
В статье приводится мнение автора, и вы можете быть с ним не
согласны.
Так случилось, что многие мои коллеги, да и я сам работаем в
муниципальных организациях. Где приходится терпеть массу бюрократии, коррупции,
самодурства чиновников. Однако мы сами, психологи, грешим этим же.
Был такой английский журналист и историк Сирил Паркинсон. Свою
жизнь он посвятил множеству самых разных дел, но в определенный момент изучил
архивы бюрократических служб британского ВМФ. После чего издав ряд сатирических
статей, публикует книгу "Закон Паркинсона".
Книга Паркинсона освещает деятельность и мировозрение работников
государственных структур, которые только и делают, что множат бумаги. Автор
сумел найти ряд закономерностей и вывести законы, которые с одной стороны
сатиричны, а с другой применимы к жизни.
Давайте попробуем соотнести законы Паркинсона с профессиональным сообществом
психологов, и посмотрим к чему это приведет.
1) Первый закон Паркинсона - работа заполняет время, отпущенное на
нее.
С этим в психологии нельзя не согласиться. Ведь когда-то давно, то
ли, проведя исследования, то ли просто назвав эту цифру, отцы-основатели
сказали: консультации от 45 минут до 1 часа и не более. И мы до сих пор делаем
все именно так. И автоматически заполняем оставшееся время новыми методиками,
поднимаем старые темы, молчим и сопереживаем клиенту.
Мы умеем правильно донести до клиента рамки нашего взаимодействия.
Мы говорим: - Наши встречи будут длиться 50 минут. И когда время подходит к
концу, а клиент требует большего, мы говорим: - А это обсудим в следующий раз.
И если есть авторы-новаторы, то те из нас, кто работает в гос.
секторе с массой нормативных актов, доисторических наработок и просто следует
всем рекомендациям, свято верят в то, что именно этот временной промежуток
наиболее идеально подходит к формату нашей с вами работы.
2) Расходы растут с доходами.
Тут опять-таки все просто. Ведь чем больше заработает наш брат
психолог, тем лучшее образование он сможет себе позволить и тем больше он за
него платит. Получил вышку, заработал, получил вторую вышку, заработал, получил
кандидатскую, заработал, получил специализацию по психотерапии, заработал,
получил другую специализацию по психотерапии на Западе, заработал и т. д.
Конца краю нет.
3) Рост приводит к усложненности, а усложненность - конец пути.
И снова в точку. Ведь на сегодняшний день в психологии есть
специалист любого профиля. У вас проблемы в семье, посетите специалиста,
имеющего специализацию по семейным конфликтам; у вас проблемы с инопланетными
подслушивающими жучками, посети специалиста-психолога-уфолога, у вас трудности
восприятия цветового спектра от 440 герц - посетите
доктора-реабилитолога-нейропсихолога со специализацией в диапазоне от 400 до
500 герц и т. д.
И если на определенном уровне, деление на особые специализации
работает хорошо, то с повышением дифференциации начинают происходить проблемы.
А суть проблем в том, что специалисты узкоспециализированны и не видят общей
картины.
4) Численность персонала возрастает, независимо от того,
становится работы больше, меньше или ее нет совсем.
Психологов точно становится больше независимо от количества
работы. Например, можете взять какую-нибудь
организацию, размещающуюся в нескольких округах Москвы, чтобы в своем
штате она имела психологов. Затем посмотрим, сколько психологов работает в
одном округе и в другом. В большинстве случаев количество будет разным. И это
не всегда связано с численностью населения в округе, интенсивностью обращения
клиентов или иными факторами, которые могли бы объяснить разницу в количестве
психологов.
Кстати дополняя первый закон. Если, например организации предстоит
сделать 100 психологических методик, то в одном округе это спокойно сделает 1
специалист (т. к. он там один и работает), а в другом округе 20 специалистов-психологов
достигнут того же самого результата. Это грубое сравнение, но суть ясна.
5) Отсрочка - самая надежная форма отказа.
Так случилось, что психологи отказывают достаточно редко. И честно
говоря, я так и не нашел чего-либо в чем мы связаны с отказами, наверное это не
про нас. Или у меня просто кончилось воображение.
6) Успешные исследования стимулируют повышение финансирования,
приводящее к полной невозможности дальнейших исследований.
Этот пункт снова про нас. Ведь сколько научных школ, направлений
психотерапии и инновационных методик погибли после того как были разработаны до
практически идеала.
Стоит вспомнить, например, семейные расстановки Хеллингера. Хотя
автор до сих пор занимается своим методом, развивает его и в высь и в ширь,
широко применяется далеко не последняя версия, а именно та, что наиболее близка
к золотой середине - соотношению эффективности и широты применения. Вообщем
Хеллингер хотя и не остановился на ранних редакциях своего метода, но со
временем не смог устоять он фактически сознательного усложнения вроде бы уже
используемой методики.
7) Предполагаемые важность и сложность задачи возрастают
прямо пропорционально выделенному на ее решение времени.
В психологии этого достаточно. Порой примерно одни и те же
трудности решаются в рамках глубинной многогодичной психотерапевтической
работы, а порой они же преодолеваются за 1-2 часа тренинга интенсива. В определенной
степени каждый психолог ориентирован на увеличение или уменьшение времени
работы с клиентом.
8) Любой работник начинает терять хватку за пять лет до
достижения пенсионного возраста, чему бы этот возраст ни равнялся.
Тут без комментариев. Смотрите сами)
Комментариев нет:
Отправить комментарий