Книга Майка Бастера и Кристин Лоберг "Быстрый ум: Как забывать лишнее и помнить нужное" в первоисточнике имеет несколько иное название - "The Power of Forgetting: Six Essential Skills to Clear Out Brain Clutter and Become the Sharpest, Smarter You".
Как вы можете заметить, перевод названия не соответствует оригиналу. Я бы назвал ее "Первые шаги к организованному мышлению", так как книга "Быстрый ум" рассказывает о возможностях организации мыслительных, мнемических процессов и восприятия. Самое ценное в ней - содержание, а не обложка или название.
Книга написана Майком Бастером - известным математическим "гением" и основателем популярной системы тренировки мозга Брейнетики от англ. Brainetics. Эта организация в том числе работает со школьниками, их родителями и педагогами, показывая что изучение математики, как впрочем, и других предметов, может быть интересным. Сам Майк Бастер часто выступает на публике и может за пару секунд посчитать в уме деление трехзначного числа на двухзначное. Вот пример его выступления.
В "Быстром уме" М. Бастер рассказывает о способах научиться считать и мыслить как он. С его точки зрения, совсем не обязательно родиться гением, чтобы им стать. В основе своего быстрого математического мышления Майк ставит умение видеть паттерны, связи и постоянную тренировку.
В книге последовательно разбираются навыки расшифровывания последовательностей цифр, буквенных символов, решения простых и сложных арифметических задач, а также цифрового восприятия букв. Выполняя задания автора книги, на самом деле, замечаешь, что мыслить начинаешь быстрее. Отдельное внимание уделяется влиянию самооценки и уверенности в себе на математические и учебные способности. Однако эта глава достаточно коротка и автор опять слетает на любимые для него математические задачи.
В русском и английском названии встречается слово "забывание". И автор уделяет ему целую часть книги. Так как, по его мнению, забывание очень важный процесс для гениальных личностей. Я ожидал в этой главе откровения про значимость медитации и расслабления, но автор приводит интересные примеры выполнения математических решений, которые хорошо демонстрируют, что для эффективной работы мозга необходимо как хорошо запоминать, так и забывать.
Самая большая проблема книги - многие "вкусные" темы поднимаются в ней кратко и разбираются только в аспекте решения математических задач. Например, рассказ про построение дворцов памяти слишком мал и не дает полного представления о данной технике запоминания. Другой пример - рассказывая о навыках концентрации, автор опять-таки мимолетом пролетает основные вехи и фактически только говорит о том, что для эффективного мышления нужно иметь концентрироваться. Этого не достаточно! Если поднял тему, то раскрой ее.
В остальном, для обычных читателей, книга Майка Бастера и Кристин Лоберг "Быстрый ум: Как забывать лишнее и помнить нужное" идеальна. Прочитав ее, вы почувствуете себя математическим гением, узнаете массу трюков и по-другому станете смотреть на свои способности.
Но в плане психологии ее интерес значительно падает. Майк Бастер, хотя и интеллектуал, достаточно однобоко понимает понятие "гений". Для него гении это люди умеющие думать быстро, видеть связи и эргономично мыслить. Но есть масса примеров выдающихся личностей, которые не мыслили как автор, а как раз характеризовались однобокостью и медлительностью. Как ни крути, но очередная попытка выделить элементы гениальности не удалась.
В "Быстром уме" также делается ряд серьезных гипотез (например, о желательности математической тренировки мозга пожилым людям), которые достаточно спорны. Недоумение вызывают и некоторые личные истории автора. Например, пассаж о том, что попросив своего сына поэтапно заучить цифру в 200 знаков, он проявил любовь к нему. Как-то невротично выглядят такие флешбеки.
Но как ни крути, книга классная даже для психологов (по большей части занимающихся инсайтом и мышлением). Не факт что нужно сломя голову нестись в книжный покупать ее, но обратить внимание на современные методы организации мышления точно стоит. Лично для меня как для специалиста она оказала большую услугу - дала понять, что анализ данных по исследованиям я провожу однобоко. После осознания этого, я привлек к помощи пару человек, не связанных с психологией и смог вытащить из своих данных по контент-анализу еще парочку интересных моментов. Сделать это самому мне мешала некая зашоренность моего ума, т.е. я категорически не видел в результатах эксперимента ряд моментов, которые были интуитивно понятны сторонним личностям.
Теперь вкратце про задания в книге. Некоторые из них я так и не смог решить и мне пришлось прибегать к помощи коллег, друзей и даже клиентов. Опросив тех, кто помогал мне, я заметил парочку интересных моментов, крайне банальных для психологов:
- математические задачи в целом вызывают у большинства публики отвращение. Все-таки у многих в голове задачки с цифрами ассоциируются только с негативными школьными моментами;
- в решении задач, например, анаграмм, очень важным подспорьем является концентрация, позитивный настрой на решение;
- часто задачи решались инсайтом, который потом формализовался и осознавался. Однако зачастую после непосредственного решения зашифрованного кода, человек говоря правильную фразу, все еще не понимал сам шифр.
То есть, как мы видим достаточно банальные и стандартные выводы, пусть полученные и на очень маленькой выборке вне экспериментальной ситуации.
P.S. Приведу парочку заданий из книги, чтобы подогреть интерес читателей к теме.
1) Какая цифра будет пятой в последовательности?
77, 49, 36, 18, __
2) Расшифруйте шифр:
624583 84768
3) Еще один шифр. Подсказка: все Н в тексте обозначают букву А, и наоборот.
Кстати, над этим шрифтом я бился больше всего.
ХНБЧХНБОЛН СБЕ АЧ РПЕЯБЕ АНВЛН Е ДОЯТНК
4) Анаграммы:
выбор = обрыв
материк =
потеха =
анаконда =
лепесток =
приборка =
просветитель =
Комментариев нет:
Отправить комментарий