17.05.2017

Блэд крэптовэлюты: как современные технологии меняют психотерапию

Skype и разнообразные мессенджеры стали в определенной степени революцией для консультативной психологии и психотерапии. Их потенциал не до конца раскрыт, область применения все еще узка, а количество поклонников в профессиональной среде не так велико. Однако, как вы могли заметить по прошлому посту, уже существуют примеры адекватной легализации Skype-терапии и телепсихологии (т.е. использования телекоммуникационных средств в психологии). Следующей технологией, потенциально претендующей на звание революционной для психологии, может стать криптовалюта (а в особенности - Биткоин).




Криптовалюты – это платежные системы, не имеющие вышестоящего «регулятора», разрабатываемые it-энтузиастами. Главная их особенность, с рядом оговорок - они не позволяют связать покупателя и продавца; иначе говоря - криптовалюты анонимны. В меньшей мере они интересны еще и тем, что, к примеру, в отличие от российских банков (каждый из которых в любой момент может оказаться закрытым ЦБ), криптовалюты децентрализованы – эти деньги бессмертны и будут существовать до тех пор, пока будет хотя бы один пользователь.

А если криптовалюты анонимны, то в связке со Skype (или его анонимными аналогами), это приведет к тому, что все законы о психологической помощи и телепсихологии, этические кодексы и нормативные акты идут к чертям. Логика здесь простая: мессенджеры не позволяют отследить факт консультации, а биткоин - факт оплаты. А если не было консультации, то и контролировать нечего. Но давайте обо всем по порядку.

Что это изменит?


Конкретно нас, жителей России, это особо волновать не должно. У нас нет не то чтобы законов о психологической помощи по Skype, - у нас вообще нет законов о психологах (разве что парочка региональных нормативных актов, ничего не значащих). Но, в той же Америке, биткоин потенциально может изменить ситуацию с законами.


Переход на криптовалюты вкупе с Skype-терапией приведет к бесконтрольности консультаций со стороны государства, а также профессионального общества. Здесь не то что правило Тарасовой (когда законы обязывают вас стучать на своего клиента, который хочет зарезать изменившую ему жену, - т.е. нанести реальный вред третьей стороне) нельзя будет применить, но даже простые этические рекомендации станут игнорироваться – потому, что не получится связать конкретного клиента и конкретного терапевта. Иначе говоря, никаких гарантий для клиентов существовать не будет, в суд подать никак не выйдет, - как в случае простого «кидалова» на деньги, так и в случае неквалифицированной помощи. Государство и его законы, а также этические кодексы ассоциаций, могут уйти в прошлое.

Но дело не только в законах. С момента основания вплоть до сегодняшнего дня психотерапия базируется на территориальном признаке - терапевт принимает клиентов, живущих в том же районе, округе, городе. Если территориальность пропадет (спасибо Skype), то цены на психотерапию начнут падать. Это, кстати, не обязательно приведет к ухудшению качества, но и такое может случиться.

Также снижение цен за услуги произойдет из-за перехода психотерапевтов на технологию Real Time Bidding (технология торгов-аукциона за заявку клиента в реальном времени), которая является органичным последствием отказа от территориальности. Кто предложит наименьшую цену, более высокое качество и скорейшее время приема - тот выигрывает. Еще один вариант изменений - аутсорс. Зачем, живя в Нью-Йорке, идти к местному сертифицированному терапевту, если можно найти дешевого психолога из Индии, который формально будет обладать теми же компетенциями?

Так случится ли технологический аутсорс-исход психологов?


Пока нет никаких оснований полагать, что это произойдет. Но представьте себе, что однажды все психологи станут китайцами или индусами, сидящими в темных подвалах, где будут оказывать услуги психологической помощи по Skype за сущие копейки. Они не будут такими привередливыми как современные психотерапевты, не будут просить оплатить их отпуск, не будут болеть, не откажутся работать с неэтичными запросами. Хотя это кажется фантастикой, но потенциально это может произойти уже завтра.

Что этому препятствует?


Клиенты психологов любят свою анонимность, но не всегда готовы терпеть анонимность терапевта. Это легко объяснить на следующем примере: если вы покупаете красивую машину, то вот она - стоит у дома, а если идете к психологу-консультанту, то чего-либо материального вы не получите, поэтому будете искать такого специалиста, на которого можно будет сослаться (или «попонтоваться» им) в реальной жизни.

Также биткоин крайне неудобен для обычного человека, источники его получения не всегда ясны, а сопутствующие риски велики (например, нельзя вернуть ушедший платеж на ошибочный номер кошелька). Поэтому до тех пор, пока криптовалюта не станет более гуманно-ориентированной, все вышесказанное - не более чем фантастика.


Немного о Mother-Russia и психотерапевтической анонимности


В России не существует закона о психологах, и если его все же будут создавать, то в нем придется прописывать Skype-терапию, потому что она уже получила в нашей стране большое распространение. Но, безусловно, это все произойдет не ранее того, как мы успешно заселим Альфа Центавру. Так сможем ли мы обойти этот закон, который когда-то издадут?


Формально говоря - да. Мы, как и американцы, просто будем пользоваться биткоином и проводить консультации в Skype. Но это будет работать только в том случае, если за вами упорно не следят спецслужбы, которые уже в ближайшие годы получат полный арсенал средств для выявления таких психологов-нарушителей. Речь идет о законе Яровой, который, ко всему прочему, ставит потенциальный крест на любых попытках скрыть ваши криптовалютные транзакции и прочие анонимные интернет-плюшки. Но повторюсь еще раз – речь идет только о том случае, при котором ФСБ сядет к вам на хвост.

Кстати, в Штатах также умеют и обладают всеми возможностями для поимки анонимных интернет-психологов, но по ту сторону океана это сложнее, т.к. пипл не любит, когда государство копирует весь трафик (нарушение основных прав в свободном обществе).

Вместо заключения


Стоит признать, что биткоин еще не скоро станет (а может, и вовсе никогда) одной из валют, которой можно будет оплачивать психотерапию, но технически это уже возможно сейчас. Приятный бонус: вы сможете обойти систему и законы в любой точке мира. Подобная эволюция контакта клиента и терапевта, по моему мнению, должна привести к изменению этических кодексов и законов (например, к признанию того, что Skype-терапия - это хорошо), хотя бы потому, что на сегодняшний день проконтролировать общение психолога и клиента уже не представляется возможным.

Кстати, биткоин – это только платежная система, а ведь еще есть криптоконсультирование, основанное на блокчейне и умных контрактах, но это уже совсем другая история (которую вы найдете в будущих постах).

Послесловие: где записаться к психологу за биткоины?


Вот, к примеру, терапевт из Венесуэлы, работающий за биткоин.

А вот статья, с описанием основных методов оплаты терапии для начинающих практиков на сайте PsychCentral – одном из топовых сайтов по практической психологии на Западе.

А вот предложение об оказании услуг психологической помощи на российском форуме по криптовалютам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий