31.03.2012

Основы поведенческой терапии. Систематическая десенсибилизация. Часть 2

Прошлый раз, я рассказал про историю возникновения техники контр-обуславливания. Ну а сегодня мы поговорим о систематической десенсибилизации.



Методика систематической десенсибилизации сводится к угощению реакции страха при моделировании пугающей ситуации. Но иногда страх не пропадает, как таковой, но замещается иной реакцией.

Первым шагом к результату в этой методике является составление совместно с клиентом карты страха. Карта состоит из пунктов, которые пронумерованы по мере возрастания интенсивности страха. Первым пунктом может идти, например: я думаю о пауках, как о биологическом виде. А последний пункт карты будет: я держу в руке жирного тарантула. Разберем такую карту по агорафобии:

1) Дойти до кухни за стаканом воды (из комнаты);

2) Быть приглашенным на вечеринку, где будет много людей;

3) Дойти до почтового ящика в подъезде;

4) Пойти прогуляться с ребенком или мужем;

5) Сходить за сигаретами в ближайшую палатку одной;

6) Пойти на встречу с психологом;

7) Выгулять собаку;

8) Поехав по делам на машине, попасть в аварию, и в связи с этим поехать домой без машины;

9) Посетить зубного врача (свойственный агорафобии страх оказаться в кресле, в обществе человека, действия которого могут быть неожиданными);

10) Гулять по улице в одиночку.

На основании такой карты производится поведенческая терапия, которая сводится к описанной в прошлом посте технике. Психолог идет по этим пунктам, и клиент показывает ту грань, где страх становится неконтролируемым. В этом момент, как правило, производится релаксационная методика по Джекобсону (или любая форма релакса).

В принципе может быть следующая инструкция к клиенту: Я буду зачитывать пункты вашей карты, а Вы будете рисовать в своем воображении эти ситуации. Если в какой-то момент Вы ощутите малейшую тревогу, покажите знак (поднимите палец, руку, кивните). После этого я остановлюсь, и мы будем расслабляться (например, по Джекобсону). Как только спокойствие к Вам вернется, мы продолжим.

Минусы методики:

- тут нет работы с причиной;

- вам может попасться клиент, которому методика просто не подойдет. Это, как правило, люди, которые имеют проблемы с воображением как таковым;

Плюсы:

- легкость как для терапевта, так и для клиента;

- самая высокая эффективность, показанная во многих исследованиях (при правильном применении положительный эффект примерно в 90 процентах, полноценное излечение фобии около 50 - 60 процентов - что является одним из самых высоких показателей в психотерапии);

- четкость метода, может быть использована новичками;

- метод поддается измерению;

- мало зависит от личности специалиста.

Ну как видите, метод практически идеален. И его знание необходимо для работы с тревожными и фобическими клиентами.

Мой опыт:

С систематической десенсибилизацией я познакомился более года назад, прочитав про нее ряд статей (в том числе и самого Вольпе). Применять стал практически сразу. Но я не ставлю С.Д. центром или стержнем работы, т. к. мои клиенты, как правило, испытывают еще и ряд других проблем. Часть сеансов в случае наличия тревожного или фобического запроса связана именно с этой методикой. Помимо проведения ее как таковой я еще даю клиентам заданию изучить С.Д. Потом мы можем заниматься ее критикой или восхвалением, тем не менее, знание С.Д. дает большой прорыв для клиента, который либо систематически принимает фенозепам либо вообще сидит на более тяжелом медикаментозном лечении. Прорыв сводится к тому, что клиент осознает возможность работы со страхами, как с неправильным научением. И видит некоторую возможность отказа от таблеток в будущем.

Основная проблема фобических клиентов для меня состоит в том, что никто из них до прихода ко мне не знал ничего про методику С.Д. Тем не менее на западе она является фактически библией любого тревожного человека.

Еще важен момент того, что некоторые психотерапевты и психологи, работая в С.Д. выходят со своим клиентом в ситуации (например, спускаются в метро, если клиент боится этого) и релаксируют его прямо на месте. Если вы живете в Москве, то возможно пару раз видели это вживую. Я же так не работаю, хотя бы просто потому, что метро у меня рядом нет)

И еще ряд комментариев:

- я не лезу в медикаментозное лечение прописанное клиентам врачами, тем не менее, если в течение многих лет от него нет пользы, то с фобическим клиентом (даже имеющим диагноз) я, как правило, буду работать;

- как и прошлый пост так и этот не призывает кого либо работать с больными людьми, заниматься психотерапией и лезть в фармакологию. Это не сфера работы психолога.

Продолжение

Общий список статей по поведенческой терапии:
- Техника контр-обсулавливания (Часть 1)
- Систематическая десенсибилизация (Часть 2)
- Терапия принятия и обязательств (Часть 3)
- Интегративная поведенческая терапия супружеских пар (Часть 4)

Комментариев нет:

Отправить комментарий