11.03.2012

Играем сумасшедшего или провокативная терапия в действии. Часть 4

Театр. Свет притушен. Полная тишина, идёт спектакль.
Вдруг ряда из третьего раздаётся возглас:
- Доктор! Есть в зале доктор?!
Где то с балкона отвечают:
- Я доктор. Что случилось?
- Коллега! Что за хуйню нам показывают?!
Просто анекдот 


Клиент (бесцеремонно): Я предпочитаю отношения с людьми своего пола. 
Терапевт (с нажимом): Хотите сказать, что любите сосать член? 
Выдержка из сессии Ф.Фаррелли



Последний пост по провокативной терапии. В нем вы узнаете про конкретные техники и приемы, применяемые Френком Фарелли


Про каждую технику можно написать отдельный абзац, тем не менее, многие из них пересекаются. Так же часть техник используются в других направлениях. Все-таки провокативная терапия не претендует на звание отдельно признанной модальности. Как правило в обсуждениях на разных сайтах провокативную терапию считают направлением НЛП. Но по мнению самого Фаррелли, провокативная терапия более всего похожа на эмативно-рациональную терапию Эллиса. 

Итак...

- В провокативной терапии принято как можно быстрее начинать работать с тем, что клиент пытается избежать на уровне поведения и вербальных высказываний. Техника малого разговора (разогревающая беседа в первые 5 минут встречи) тут не применяется, никто не спрашивает у клиента его отношение к погоде. Основная идея - терапевт не идет на поводу у клиента, а активно возвращает его в больную тему. 

- Прием неорганизованных сеансов и хаоса во время работы. Опоздания терапевта, забывание имени клиента, копание в бумагах. Все это как минимум организует клиента. 

Пример: 

"Клиент (плаксиво): Пожалуйста, Фрэнк. Скажи, нужно мне поменять работу? 

Терапевт (с напором): Да, обязательно! (Пауза, выглядит неуверенно): Нет, погоди... с другой стороны (лицо светлеет, как будто нашел решение. Затем снова колеблется). Нет... Лучше подожди, пока я все разложу по полочкам для тебя... Уже через два года я смогу тебе точно сказать. 

Клиент (уходя, со смехом): Вот черт, ты ведь никогда не скажешь мне!"

- Сквозь все техники и речи консультанта идет нитью следующая идея: "Ты должен слушать меня на моих условиях, пока я не закончу". Это фактически основная конфронтация, вокруг которой будут строиться остальные. 

- Молчание как прием, не используется в провокативной терапии. Провоцируйте клиента говорить как можно больше. 

- Насмешки над клиентами. Помните, что даже открытое выражение насмешливости у терапевта не всегда приводит к гневу у клиента. Изначально данная методика помогает поверить в то, что наши клиенты не настолько ущербны, и забиты жизнью. 

Пример: 

"Молодая, настроенная воинственно пациентка на первом же сеансе заявила в угрожающей форме, что иногда у нее случаются припадки "психомоторной расторможенности". Она тотчас получила информацию о том, что я сам подвержен таким "приступам": как бы не владея собой, я схватился за шейные мышцы так сильно, что голова у меня стала раскачиваться и трястись, затем уставился на пациентку злобным взглядом и, обнажив зубы, при этом руки у меня тряслись, а кричал я громче и громче, одновременно вставая из кресла и шагая в ее направлении. Сквозь стиснутые зубы я цедил объяснения, что такие "приступы" у меня бывают, и если она посмеет огорчить меня хотя бы на одном сеансе, то такой приступ неизбежен. Сказал, что прошу заранее прощения, если мне придется причинить ей боль, но на самом деле; я этого не хотел бы. Она испуганно скосила глаза, странно посмотрела на меня, кивнула головой и только потом произнесла: "О кей, друг, я поняла, я все поняла". (P.S. На беседах с ней подобное больше никогда не случалось). "

- В провокативной терапии принято активно выдумывать клинические случаи и психологические исследования. Фактически это вранье, но клиент будет стараться оспорить ваши данные. Одна из выдумок Френка: по последним исследованиям гомосексуализм связан с особыми комбинациями генов и, к сожалению, в большинстве случаев неизлечим. 

- Если выбирать между неправильным восприятием, безразличием и открытым отторжением. Провокативный терапевт выбирает последний вариант реакции терапевта. Считается, что именно такая реакция вызывает наибольший терапевтический успех, т. к. в ней точно нет лжи. 

Пример: 

"Терапевт (лесбиянке): Послушай, Джорджи, если потратишь полжизни - а ты уже потратила 14 лет - на эту глупость, у тебя выработается отрицательное" нарушенное чувство восприятия, попросту сумасшедшие идеи. 

К (смеясь): И каждый раз вы себя выдаете, я не так тупа, чтобы не понять... в глубине души я знаю, что вы любите меня. 

Т (протестуя): Ну, я обязан любить всех вас, я всегда это делал, т.е. любил, но сейчас я пересмотрел свое отношение и не хочу позволять вам вмешиваться в мою работу. 

К (смеется)."

- Активно расширяйте репертуар реакций клиента на провокации. И тут в ход могут идти практически все способы. Все-таки, когда он закончит общение с вами, жизнь не начнет играть с ним по его правилам. Роль терапевта можно выразить так: я тут чтобы преподать тебе очередной урок и возможно он будет успешным для тебя. 

- В провокативной терапии терапевт делает все намного большим, чем в жизни. Если клиент видит в будущем некую проблему, то в течение сессии эта тема будет обсуждаться исключительно как конец всего света и бытия. 

Пример (консультация католички наркоманки): 

"Терапевт (удивленно): Да? (протягивая руку, усмехаясь): Дай мне руку. Я всегда хотел познакомиться с кем-нибудь, кто направляется прямиком в ад. А я, я такой хороший и благородный, что попаду только на небо, Я совершаю семь телесных и семь духовных обрядов очищения, имею двенадцать явлений святого духа, совершил девять первых пятниц и пять первых суббот. Понимаешь, сколько даров небесных я приобретаю, разговаривая с такой заблудшей овцой, как ты? А сколько жемчужин в моей короне (наклонившись к плечу пациентки и фыркая от смеха), от тяжести которых наклоняется голова и затекает шея."

- Фаррелли всегда давал названия своим сеансам и клиентам. Шутливые названия. 

- Классический ход в середине работы: ты такой, потому что у тебя плохие гены, ты не был желанным ребенком, твоя мать начала пить из-за тебя, и ты что думаешь, я чем-то смогу помочь? Нет, простите, слишком трудный случай. 

- Второй классический ход - пытайтесь объяснить неправильное поведение клиента, прибегая к любым уловкам. В какой-то момент не останется гипотез, и клиент обратит внимание на себя. 

- Важным моментом является то, что на сеансах клиент смеется. Если этого не происходит, то вы делаете что-то не так. Провокации и конфронтации без юмора скорее приведут к деструкции. Цитата из книги "Провокативная терапия": "Если клиент в состоянии смеяться над собой и своими поступками, это может иметь хорошие последствия. Исчезает жалость к себе, он приобретает опыт и способность терять лицо и переносить это более легко". 

В конце поста я приведу выдержки из книги Фаррелли по вопросу работы с суицидниками: 

"Неважно, какой подход вы изберете, если вы вплотную работаете с больным, в истории болезни которого записаны попытки к самоубийству, рано или поздно он, как свидетельствует статистика, совершит еще одну попытку с вами, Я подчеркиваю - "с вами", так как уверен, что многие клиницисты встречались с этим. Один клиент даже сказал мне: 

Клиент (пристально смотрит на Т): Если я совершу самоубийство, ваше профессиональное имя запятнается. 

Терапевт (беззаботно): А-а, брось! Я тоже так думал, но когда такое случилось несколько лет назад... И что? Мои коллеги поддержат всегда, даже не поверишь! Они обычно говорят: "Он все равно собирался покончить с жизнью на днях, никто не смог бы остановить его", или "Отдаю должное твоему мужеству работать с ним! Фрэнк, я слишком боялся". Они просто обнимут меня и скажут: "Успокойся, Фрэнк" давай налью тебе чашечку кофе. Сливки, сахар?" А я скажу (Терапевт изображает колебание, со слезами в голосе): "Да, пожалуйста... одну ложечку сахара. (Вытирает слезы. Внезапно голос становится счастливым) Сейчас я чувствую себя лучше, к ленчу все забудется". И даже семья поблагодарит меня: "Вы сделали все возможное, и мы вам признательны". Или они скажут "Теперь он спит с Иисусом", что звучит довольно странно (клиент неожиданно для себя засмеялся), но... нет не позволю, чтобы твои страхи о моей репутации удержали тебя, не нужно бояться. 

Клиент (покраснел, кусает губу, хрипло смеется): О'кей, о'кей, я все понял!" 

Еще выдержка с сессии про суицид: 

"Терапевт продолжает рассказывать, как он видит ее смерть, говорит с ее семьей после похорон и т. д. Клиентка явно пытается подавить временами смех, но гневно смотрит на терапевта. Он поднимает ее кошелек и пачку сигарет: "Здесь курить нельзя, это вредно для здоровья, а впрочем, больше они тебе не понадобятся". Когда он начинает вынимать деньги из кошелька, клиентка возражает: 

Клиент (пытается выхватить кошелек; Терапевт не отдает, смеется, клиентка холодно): Невежливо рыться в кошельке леди. 

Терапевт (смеется облегченно на ее реакцию "борьбы"): Леди? Брось! К чему эти светские условности в последние часы жизни? 

Терапевт продолжает рыться в кошельке, делает унижающие комментарии насчет беспорядка, но добавляет, что не нужно волноваться из-за этого, берет 3 доллара, что провоцирует клиентку сказать: 

Клиент (старается сохранить строгое выражение лица): Перестань, Фрэнк, мне нужны эти три бакса на такси домой. 

Терапевт (как будто осознает ошибку): О, прости. Возьми. (возвращает деньги и кошелек) Я забыл, что тебе надо вернуться домой, чтобы совершить самоубийство. Уверен, не будешь ведь ты делать это здесь, в моей приемной!

Месяц спустя, она прислала чек с язвительной припиской: "Заметьте, что чек оплачен полностью, но вычтена стоимость пачки сигарет, что вы оставили себе, м-р Всезнайка". 

И более наглый вариант: 

"Клиент (гамма чувств на лице, улыбается, гримасничает, и разражается смехом): Да, да! О боже! Почему же я такая дура! (Кладет руку на лоб, откидывается в кресле, минуту тянет и говорит) Не-ет, не собираюсь делать это, ни за что! Уже столько раз пыталась. 

Терапевт (откидываясь в кресле, вздыхает): Ты? Пыталась? Ах, брось. Ты ведь трахалась с 15 мужиками за последние 10 дней. 

Клиент (наклонившись вперед, смущенно): Вовсе нет! Их было пятеро!" 

Вообщем это последний пост про провокативную терапию. Если захотите начать применять ее, то начните с конфронтации. Выскажите все, что думаете вашему следующему клиенту, когда тот будет стоять на пороге. Доведите его до состояния, когда он начнет обзываться на вас. Вот с этого все и начнется. Клиенты обзывали Френка всезнайкой. А про меня иногда говорят что я «с придурью». Что является достаточно хорошим результатом активизации их ресурсов)

В любом случае помните, что посты по провокативной терапии были ориентированы на практиков. Если у вас нет психологического образования, и вы не работаете с клиентами, не применяйте полученные знания в жизни. Провокативная терапия как мне кажется не может быть базисом вашей работы если вы только начинаете, но если вы хотите вдохнуть новую жизнь в вашу практику, то дерзайте.

Общий список статей по провокативной терапии в блоге:

Комментариев нет:

Отправить комментарий