05.05.2012

Психологическая помощь и музыка. Часть 3

Профессиональная психологическая помощь появилась достаточно недавно, не более сотни лет назад. Однако за это время, успела вырасти вширь, ведь "лечением беседой" сейчас мало кого удивишь. В то же самое время музыка наиболее древнее изобретение человечества, и даже тогда когда еще не было специалистов психологов, ритмы и мелодии помогали и в горе и в радости.

И на сегодняшний день одним из наиболее применяемых направлений арт-терапии является музыкотерапия и вообще любая психологическая помощь, связанная с использованием, написанием или прослушиванием музыки.



Музыку рекомендуют слушать при: родах, горе, депрессии, отдыхе, работе, эпилепсии, бессоннице и вообще как можно чаще. Многие философы акцентировали внимание на целительных свойствах музыки. Примерно 200 лет назад музыкотерапия стали активно применять в психиатрических лечебницах. Ряд врачей в прошлом веке использовали музыку как средство анестезии при операциях.

В прошлых частях статьи, я рассказывал про стили музыки, и в зависимости от того, какое состояние вы хотите почувствовать, выбирайте то или иное направление музыки.

И сегодня я расскажу вам про пассивную, интегративную и активную музыкотерапию.

1) Пассивная музыкотерапия - клиент занимает пассивную позицию и просто слушает произведения, которые приводят к желаемому эффекту. В принципе такой терапией занимаемся мы все, когда с утра слушаем музыку в машине, переключая частоту, если играет не подходящая нам по настроению песня.

Такой вариант работы используется чаще всего в рамках телесно-ориентированной терапии, когда упражнения выполняются под музыкальный фон. Тем не менее, пассивная музыкотерапия крайне эффективна с подростками, пенсионерами и тревожными клиентами.

Есть ряд исследований показывающих целительный эффект того или иного композитора (особенно часто упоминается Моцарт). Также есть целые карты музыкальных произведений построенных по принципу: если вы хотите вызвать у клиента состояние А, то включите произведение №1.

В любом случае пассивная музыкотерапия наиболее часто применяется как вспомогательный вариант психологической помощи. И как рекомендация к освоению направления - просто послушайте Канон ре мажор Пахельбеля. И после прослушивания, оцените свое состояние? Что изменилось в вашем мироощущении, настроении, теле?

2) Интегративная музыкотерапия - более интересный вариант, связанный с проделыванием каких либо действий под музыку. Это может быть рисование, актерская игра, публичное выступление, танец и т. д.

Наиболее часто используемый вариант музыкотерапии. Это связано с тем, что музыка является, скорее всего "зажигалкой", используемой для возгорания костра внутренних страстей и эмоций.

В любом случае можете просто включить Лунную сонату Бетховена, прослушать ее до конца и по окончанию прослушивания поразмышлять на темы:
- где и в какой ситуации могла прийти идея произведения композитору?
- кому и зачем было обращено произведение?
- если бы Бетховен был бы художником то, чтобы он нарисовал бы вместо музыки?

3) Активная музыкотерапия - методы, при которых клиент будет сам играть на музыкальных инструментах или просто петь.

Наиболее интересный с моей точки зрения метод. И именно им я занимаюсь наиболее активно при работе с подростками уже более 2х лет.

Но в рамках этого поста я отмечу, что в практической психологии всегда ценилась возможность клиента "проговорить" свое состояние, эмоции и мысли. И помимо обычного русского языка, есть еще язык музыки. И мы все им владеем, и после краткого обучения владеем им практически в совершенстве. Ведь именно этот язык не акцентирован на смыслах, он создан для эмоций.

И если вам нужно доказательство этого, то просто сядьте за пианино, за гитару или просто возьмите на кухне половник и кастрюлю. И попробуйте сыграть любую ноту, прислушиваясь к ней. Доведите ее звучание до твердого уверенного голоса, именно вашего голоса. Пусть это будет не просто нота, а будет ваш отзвук, ваше эхо. Попробуйте сыграть ее как можно громче и как можно тише, быстрее и медленнее. И постарайтесь сделать ее ритмичной, немного блюзовой, немного нервной или спокойной или тревожной. В любом случае запомните ее. Ведь ваша нота, ваш звук - только ваш. Никто не сможет сыграть такой же.

Ну а после этого не обращайте внимания на изумлённые взгляды ваших близких людей и просто слушайте хорошую музыку.

Читайте все посты про музыку и психологию:

- Что связывает музыку и психологию (Часть 1)
- Еще немного про стили музыки и психологию (Часть 2)
- Музыкальная психотерапия (Часть 3)

2 комментария:

  1. Why do Minor Chords Sound Sad?

    The Theory of Musical Equilibration states that in contrast to previous hypotheses, music does not directly describe emotions: instead, it evokes processes of will which the listener identifies with.

    A major chord is something we generally identify with the message, “I want to!” The experience of listening to a minor chord can be compared to the message conveyed when someone says, "No more." If someone were to say the words "no more" slowly and quietly, they would create the impression of being sad, whereas if they were to scream it quickly and loudly, they would be come across as furious. This distinction also applies for the emotional character of a minor chord: if a minor harmony is repeated faster and at greater volume, its sad nature appears to have suddenly turned into fury.

    The Theory of Musical Equilibration applies this principle as it constructs a system which outlines and explains the emotional nature of musical harmonies. For more information you can google Theory of Musical Equilibration.

    Bernd Willimek
    Willimek

    Name: Bernd Willimek
    Posts: 6

    Country: Germany
    Germany (de)

    ОтветитьУдалить
  2. Why do Minor Chords Sound Sad?

    The Theory of Musical Equilibration states that in contrast to previous hypotheses, music does not directly describe emotions: instead, it evokes processes of will which the listener identifies with.

    A major chord is something we generally identify with the message, “I want to!” The experience of listening to a minor chord can be compared to the message conveyed when someone says, "No more." If someone were to say the words "no more" slowly and quietly, they would create the impression of being sad, whereas if they were to scream it quickly and loudly, they would be come across as furious. This distinction also applies for the emotional character of a minor chord: if a minor harmony is repeated faster and at greater volume, its sad nature appears to have suddenly turned into fury.

    The Theory of Musical Equilibration applies this principle as it constructs a system which outlines and explains the emotional nature of musical harmonies. For more information you can google Theory of Musical Equilibration.

    Bernd Willimek
    Willimek

    Name: Bernd Willimek
    Posts: 6

    Country: Germany
    Germany (de)

    ОтветитьУдалить