Есть такое явление как когнитивные искажения, мешающие нам жить, рационально мыслить и действовать. Одним из самых интересных когнитивных искажений является стереотип физической привлекательности.
Когда я был еще школьником, нам задали написать сочинение на тему красоты в
широком ее понимании. А так как я учился параллельно еще в художественной
школе, мне казалось, что за это сочинение мне точно должны поставить 5ку. Но
лучшим сочинением учитель признал работу моего друга, троечника. В этой работе
была четкая, понятная главная мысль - красота явление, зависящее от культуры,
образа жизни и общества. То, что было красиво сотни лет назад, сейчас может
вызывать отвращение.
И вроде бы это мысль проста и логична, но наша психика с ней не согласна. И большинство из нас в глубине души свято верит в стереотип физической привлекательности.
И вроде бы это мысль проста и логична, но наша психика с ней не согласна. И большинство из нас в глубине души свято верит в стереотип физической привлекательности.
Этот стереотип сводится к простой формуле - то, что красиво - лучше остального.
И никакие рациональные размышления вам не помогут. Ведь этот стереотип мышления
срабатывает у большинства из нас на автоматическом уровне.
Изучать стереотип физической привлекательности стали после нашумевших
исследований эффекта ровни, который сводится к тому, что мы опять-таки
подсознательно выбираем таких партнеров, которые с нашей точки зрения обладают
аналогичным нам уровнем красоты.
Однако через 20 лет после исследований эффекта ровни, Вики Хаустон и Рей Булл в
1994 провели эксперименты, показывающие как к вам будут относиться окружающие,
если вы не очень вышли мордой. Экспериментаторы обезобразили лицо своей
ассистентке с помощью грима. На ее лице появились родинки, рубцы от шрамов и
синяки. После чего ассистентка просто сидела в рейсовом автобусе, в котором ездили
обычные люди. Экспериментаторы выявили, что с их ассистенткой статистически
люди не хотят садиться рядом. При том обществом жертвы косметики брезговали как
мужчины, так и женщины. Стоит дополнить, что в ряде других исследований, такие
же эффекты были выявлены на детской выборке: дети предпочитают привлекательных
людей.
Еще дальше пошли Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфидд, которые в 1973 году давали
учителям одинаковые описания ученика, но показывали 2 разные фотографии.
Естественно тот, который был красивее, оценивался учителями как более умный.
Также стоит помнить, что стереотип физической привлекательности
"вбивается" в голову еще с детства. Ведь большинство положительных
героев мультфильмов, как правило, красивые, а вот антигерои в большинстве случаев
либо уродливы, либо не очень привлекательны.
Так что еще раз повторюсь, то, что красиво - хорошо, и мы в это верим.
А вот еще исследования: Майкл Калик в 1977 году попросил студентов оценить
фотографии людей до и после пластической операции. Ну, естественно внешние
изменения были заметны и для плохо видящего, но студенты отмечали, что люди
после пластической операции не только изменились внешне, но и стали как будто
добрее, сексуальней и привлекательнее.
И в заключение маленького лит. обзора, хотелось бы кинуть камень в огород
красивых и привлекательных людей. Элайн Хэтфилд (которая уже
упоминалась в этой статье) и Сьюзан Спречер в 1986 году выделили 3 причины,
почему красивым быть не так уж и хорошо:
- именно красивые люди подвергаются больше всех остальных сексуальному насилию;
- именно красивые люди подвергаются больше всех остальных сексуальному насилию;
- также именно красивые менее мотивированы развивать себя в иных направлениях,
в связи с тем, что как будто уже чего-то добились в этой жизни;
- и так же стоит помнить, что красивые люди часто жалуются на других, так как
им кажется, что их ценят только за внешность, а вот на их глубокий внутренний
мир всем окружающим просто наплевать.
То есть, как мы видим, стереотип физической привлекательности достаточно хорошо
исследован и принимается во внимание специалистами нашей с вами сферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий