25.04.2013

Психотерапия в третьем рейхе

Сегодня я выкладываю достаточно большую статью, посвященную истории психотерапии в третьем рейхе. Во многих учебниках вы можете прочитать, что в связи с еврейскими корнями психотерапии, ее бесповоротно изгнали из фашистской Германии. Однако в 80х годах прошлого века ряд авторов опубликовали данные о том, что ситуация обстояла несколько иным образом.


Помимо исторической ценности, эти данные могут быть полезны в плане понимания влияния политического строя и национального духа на развитие идей психотерапии.

В 1984 в газете Нью Йорк Таймс была опубликована статья психолога и журналиста Дэниела Гоулмана (впоследствии ставшего одним из самых известных исследователей эмоционального интеллекта). Статья назвалась: Психотерапия и фашисты.

Отдельно стоит рассказать про основной источник Гоулмана - книга "Психотерапия третьего рейха" изданная Джеффри Коксом (профессор истории Альбион колледжа штата Мичиган) в 1985 и переизданной в 1997. Однако статья Гоулмана была издана примерно за полгода до первого издания книги Кокса.

В данной статье Гоулман рассказывал о том, что психотерапия в третьем рейхе не была изгнана окончательно, некоторые остались и продолжали работать, некоторые просто ушли в подполье. Однако были и те, кто сотрудничал с фашистами.

Стоит помнить, что уже в 1920 году был основан институт, обучавший психоаналитиков. Однако с приходом фашистского режима, Фрейд с соратниками были объявлены вне закона. В те годы многие лидеры национал-социалистической партии выжидали лучшего момента, чтобы поймать Фрейда, его соратников и близкое окружение, чтобы затем бросить их в тюрьму. Однако Фрейду дали уйти, и отчасти это было благодаря мнению Германа Геринга. Который, скорее всего, заразился таким гуманизмом относительно психоаналитиков, благодаря своему кузену доктору Герингу (о котором чуть ниже). Сам же Фрейд уехал в Англию в 1938. Но не всем фрейдистам повезло также.

В 1933 году немецкие психотерапевты организовали свое сообщество (естественно без евреев), во главе которого встал Маттиас Генрих Геринг - кузин фельдмаршалла Германа Геринга. Доктор Геринг - психиатр, был последователем идей Альфреда Адлера. Однако высокий статус доктора Геринга более всего был связан не с его достижениями в профессии, а скорее в связи с родственными связями. Кстати если помните, то Герман Геринг был зависим от морфина. Когда после войны союзники поймали его, с собой у него был целый чемодан наркотиков. А во времена войны именно кузен Геринга – доктор Геринг, пытался вылечить его от этой зависимости. Как видим, лечение не помогло.


В 1936 году доктор Геринг организовал в Берлине Институт психологических исследований и психотерапии. Данный институт не занимался развитием какой-либо одной модальности психотерапии, а скорее пытался собрать оставшихся представителей этой профессии. Отделение, занимающееся психотерапией, впоследствии стало называться просто институт Геринга, в котором обучали самым разным направлениям психотерапии (о причинах далее). Специалисты в основном работали с: депрессиями; алкоголизмом; сексуальными, тревожными расстройствами; проблемами в школе и на работе. Также были запросы, связанные с политической и социальной обстановкой в стране. Некоторые люди не выдерживали той нервозности, что витала в воздухе. Обращались также и офицеры СС, один из них не мог пережить увиденные зверства. Помимо работы с клиентами институт Геринга активно взаимодействовал с военной машиной фашистской Германии. Специалисты разрабатывали психологические портреты врага, которые затем использовались в пропаганде. Сам доктор Геринг работал с пилотами Люфтваффе. Эти тренинги были направлены на развитие мужественности в рамках краткосрочной терапии.

Что интересно некоторых клиентов приводили насильно. В те годы в Германии гомосексуалисты были вне закона. И именно таких приводили для лечения, под страхом убийства.

Институт Геринга стал активно процветать во время самого разгара войны. К 1941 году в нем состояло 240 членов. Открывались филиалы в других городах. Помимо помощи государства, шли большие деньги от частной практики. Работники института, кстати, практически не контролировались кем-либо. Специалисты порой пользовались служебным местом в целях защиты от службы или наказания того или иного клиента. Порой вынесенный диагноз позволял избежать смерти. Тем не менее, это относилось естественно к представителям арийской расы. Однажды человеку, обвиненному в измене государству, был вынесен диагноз психической нестабильности, что спасло его от уголовного преследования.

В плане развития и разработки своих идей, институт Геринга не достиг высот психоанализа и иных направлений психотерапии. Тем не менее, одна из школ института говорила о том, что невротические проявления немцев могут быть преодолены при помощи активизации врожденной немецкой воли. Отчасти с помощью этой гипотезы они пытались примерить психотерапию и политический строй. Еще одной идеей была новая цель психотерапии - подчинение индивида обществу. Кстати все это предлагалось делать в рамках краткосрочной терапии, что отчасти соответствовало тому быстрому росту промышленности и национальной самооценки, которые произошли при Гитлере.

Одним из интересных явлений в институте Геринга было то, что работы для традиционных психиатров и психологов (которые не становились терапевтами по той или иной причине) практически не находили. Как вы помните одним из первых предложений Гитлера, после прихода к власти, стала чистка арийской расы. Бывших пациентов психиатров активно ссылали в закрытые заведения, где далее их умерщвляли. Соответственно к 1940м годам психиатры сидели без дела. Относительно психологов все было еще проще, им просто поручили заниматься классификацией положительных сторон арийской расы. Но именно психотерапевты, которые специализировались на работе с невротиками, зависимыми и остальными клиентами без тяжелых психических заболеваний стали основными борцами за счастливое будущее.

Далее интересно то, что в институте Геринга и во времена войны все еще оставались активные психоаналитики. Тем не менее, работы Фрейда (которые сжигали направо и налево) хранились в институте в сейфе под семью замками. Многие термины фрейдистской теории были переименованы. Например, "эдипов комплекс" стал "семейным комплексом". Но пусть и в таком, замаскированном виде, обучение психоанализу продолжалось. На психоаналитиков и их клиентов иногда доносили, пытаясь вычистить оставшихся специалистов. И во время психоаналитических сессий было нормой вначале рассказать маленькую безобидную шутку про режим Гитлера, тем самым показывая что "Я - свой".

Относительно судьбы психоаналитиков наиболее интересной является история Джона Ритмайстера. В 1938 году институт в котором работал Ритмайстер стал частью института Геринга. Ритмайстер работал с евреями и иностранными рабочими. В 1943 году после публикации статьи с тревогой за будущее немецкой нации и после его разоблачения как советского шпиона, его казнили. Однако стоит отметить, что Ритмайстер в связи со своими профессиональными достижениями и в связи с тем, что он был человеком, занимавшимся огромным количеством вещей (разведчик, ученый, одно время член кружка Юнга, психоаналитик, антифашист, и это далеко не полный список) заслуживает отдельной статьи.


После войны про институт Геринга долго молчали. Хотя практически все молодое поколение немецких психотерапевтов времен войны получили образование именно там. После войны был основан другой институт по подготовке аналитиков, но это совсем другая история.

И в послевоенные годы в психологических журналах (как впрочем, и в психиатрии и психотерапии) периодически проскакивали обвинения немецких коллег. Тем не менее, ответ всегда сводился к очень простой мысли: "Если вы не жили в Германии в военные годы, вы не имеете право критиковать нас". Что вообщем полностью согласуется с оправдательными речами на Нюрнбергском процессе.

В заключении прочитайте маленькую часть из книги Северины Шмаглевской "Невиновные в Нюрнберге". Автор книги рассказывает про так называемый Польский день в Нюрнберге, где польские свидетели давали показания. Хотя книга открыто критикуется, тем не менее, в ее истинности у меня сомнений нет. Этот отрезок интересен в историческом ракурсе и просто напоминает нам о тех мироощущениях, которые вызвал фашизм.

" Полковник Смирнов не сразу нарушил молчание. Потом спросил:

- А не случались ли там исключительные ситуации, попытки вмешаться в судьбу привезенных людей? Спасти кого-нибудь?

И снова свидетель еле заметно покачал головой. Горечь осела постепенно на его лице, в углах губ, в сгорбленных плечах, даже в жесткой манере говорить.

- Случались. Не без этого. Я как раз стоял на платформе, когда с венским эшелоном привезли пожилую женщину, которая заявила, что она сестра доктора Фрейда. Зигмунда Фрейда.

Корреспонденты писали не отрываясь, то и дело поглядывая на Райсмана.

- Она показала документы заместителю коменданта Курту Францу. Он внимательно их изучил, заметил что, должно быть, произошла досадная ошибка. Это недоразумение. И сказал, что через два часа отходит поезд в Вену.

Горькая судорога скривила губы свидетеля. Тишина, повисшая над залом, затягивалась. Корреспонденты ждали.

- Поезд в Вену, - повторил Райсман и снова едва заметно покачал головой, словно задумавшись, он забыл, где находится. Затем продолжил: - Курт Франц посоветовал ей перед обратной дорогой принять ванну, а документы и драгоценности оставить у него. Зачем ей брать их с собой? Она не успеет помыться, как обратный билет в Австрию будет ждать ее вместе с паспортом и документами. Именно так он с ней и разговаривал. И сестра Зигмунда Фрейда, тронутая такой любезностью, с полным доверием отправилась в газовую камеру.

Он снова замолчал. В наступившей тишине, казалось слышно было тиканье наручных часов. 

Вопрос полковника Смирнова прозвучал как удар грома:

- Зачем, по-вашему, в Треблинке понадобилось строить такой вокзал?

- Очень просто. Вместо бунта, отчаяния, рыданий и плача люди послушно следовали советам эсэсовцев и спокойно отправлялись умирать. Психологически это было оправдано. "

Конец

Комментариев нет:

Отправить комментарий