25.08.2014

О книге Дж. Рапсона и К. Инглиша "Похвалите меня: Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе"

После написания прошлого обзора, в издательстве Альпина мне предложили выбрать 3 книги для будущих рецензий. С выбором произошел небольшой казус: попросив 3 книги получив их, я понял, что минимум одна книга не про психологию. Несмотря на это, я их решил прочитать и выложить рецензии в блоге.

Первой захотелось осилить книгу "Похвалите меня: Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе" написанную Джеймсом Рапсоном и Крейгом Инглишом.



Изначально меня подкупило название. Я был бы счастлив, если бы в этой книге рассказывалось о том, как напроситься на халявную похвалу. Но книга оказывается о другом. Во время ее чтения, мне приходилось пару раз вчитываться в название, так как иногда казалось, что оно не соответствует содержанию. В оригинале книга называется "Anxious to please: 7 revolutionary practices for the chronically nice". И если говорить о первой части название, то его можно было бы перевести как - "Рад быть полезен" или, например, "Стремящиеся понравиться". Но официальный перевод "Похвалите меня" с моей точки зрения, книге не подходит. Ведь эта мысль является неосознаваемой для разбираемого типа людей. Она их характеризует, но видя ее, я не думаю, что они скажут: "Опа! Это то, что обычно со мной происходит и, пожалуй, я куплю эту книгу!". Вынесенная в название книге фраза, конечно про ее героев, но она появляется в их жизни на сознательном уровне, например, после прохождения психотерапии или прочтения этой книги. Но никак не до ее приобретения.

Вторая часть названия - "Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе" также не очень-то подходит. В оригинале во второй части названия уже лежит наименование типа людей, которым адресована книга - Chronnically nice. А в русском варианте книге подкупает первой частью названия (ну как ни крути, очень многие хотят, чтобы их хвалили) и чуточку обманывает второй частью (ведь многие опять-таки чувствуют себя зависимыми от чужого мнения и хотят быть более уверенными). То есть, в названии изменили акценты. Если оригинал четко показывает, для кого это написано, то русский перевод названия стремится понравиться всем. То есть книга о людях, которые стремятся нравятся другим, называется так, чтобы нравиться другим. Чувствуете иронию? Но отмечу позитивный момент - на обложке внизу мелким шрифтом есть английский вариант названия. Изначально я его не заметил.

Но давайте я расскажу о чем же эта книга.

Книга о славных людях (термин, который используют авторы) - современном поколении тревожных личностей, бытие которых характеризуется:

- ежедневной повышенной тревожностью;
- низкой самооценкой, которая иногда в той или иной степени успешно маскируется;
- периодическими депрессивными состояниями;
- проблемными отношениями с семьей;
- карьерными трудностями разнообразного рода;
- наличием навязчивых состояний;
- постоянным стремлением к похвале, поддержке (с этим пунктом и связано название книги);
- склонностью построения зависимых отношений с противоположным полом.

Если это про Вас, то ищите книгу и читайте (или возьмите ее у меня). Авторы связывают формирование комплекса славного человека с наличием тревожной привязанности к матери в детстве. Когда ребенок получает поощрение и наказание без какой-либо системы, по мнению авторов, у него формируется особый тип неосознаваемых убеждений (привет когнитивка!). В результате уже к подростковому возрасту, такой человек старается быть славным и нравиться всем без разбору даже в том случае, когда это не нужно. При том славные люди сами себя изменить не могут и даже не понимают, что можно жить по другому.

В целом все логично, красиво и понятно. Первая часть книги посвящена разбору причин и симптомов "славного" поведения. Кстати сам термин ко мне приелся и после прочтения книги, я стал замечать "славности" поведения и мышления у окружающих. Кстати книга хороша тем, что разбирается как мужской тип "славности", так и женский.

Но после прекрасной первой части, написанной в классических традициях современной консультативной литературы, начинается мрак и ужас практических рекомендаций по трансформации (термин, который используют авторы, говоря о способах коррекции "славности"). Здесь нам предлагается 7 способов перестать быть славным. Практическая часть занимает более половины книги. Описываемые техники не оригинальны (например, техники осознанности). Среди них есть много мути, которую можно впихнуть в популярную психологическую литературу любого толка. Но есть и позитивные моменты. Например, очень доступно объясняется как в плане теории, так и в плане рекомендаций такие моменты, как: почему другой человек не сделает нас счастливыми, расслабленными и не тревожными. Это ключевой вопрос для славных людей, так как вне романтических отношений они, как правило, умеют компенсировать свои негативные состояния. Ведь этот тип личности достаточно организованный, хотя они и могут субъективно страдать, но при этом желание нравиться другим, толкает их к успеху (который, правда, не воспринимается ими как успех). К тому же есть такие интересные пассажи, что осознанное одиночество это личностный рост, также как и поддерживающее общение с людьми своего пола.

То есть даже в практической части можно найти интересные идеи, которых Вы не встретите в других книгах.

В третьей части книги разбираются вопросы романтических и любовных отношений. Авторы указывают на то, что будучи славной личностью, Вы можете (или даже должны) искать поддержки в формировании партнерских отношений со своей половинкой. Здесь мало чего интересного и третью часть можно пропустить, ничего толком не потеряв.

Вывод

В заключении скажу, что книга Джеймса Рапсона и Крейга Инглиша "Похвалите меня: Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе" может быть интересна как практикам, так и просто тревожным личностям. Для практиков здесь приводится много способов распознавания "славных" мыслей клиента. Обычным же читателям книга понравится в том случае, если они сами являются славными людьми.

И хотя у меня физически нет места хранить все книги, которые приходится читать по психологии. Эту книгу я себе оставляю и даже иногда буду перечитывать некоторые пассажи.

P.S. И я не знаю, могу ли я себя назвать славным человеком во всех сферах жизни, но порой это поведение проскакивает у меня. Порой мне хочется верить в то, что есть люди, которые снимут мою излишнюю тревожность и порой мне хочется казаться лучшим на фоне остальных. Но после прочтения этой работы о славных людишках, знаете ли, славных мыслей в голове поубавилось.

2 комментария: