Недавно издательство Альбина Паблишер рассылало по блогам книгу Тальмы Лабель "Теплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения". Книгу мне привезли на работу, когда я сам был в Корее на конференции по музыкальной психологии. Вернувшись в Москву и прочитав книгу, как и обещал издателю, выкладываю обзор.
Я толком не нашел информации об авторе книги в интернете, не публикаций, не подробной информации, вообще ничего толкового. Большинство упоминаний о Т. Лабель появились в период выхода ее книги. Там же масса выступлений в ток-шоу и даже видео-версия книги. Кстати, английский электронный вариант «Теплой чашки» можно получить бесплатно на сайте издательства, всего лишь оформив подписку на новостную рассылку.
Сама книга достаточно легко читается и по сути это популярная психология с легким научным уклоном. В работе приводится много ссылок на исследования, но при этом все эмпирические данные трактуются однобоко. Большой объем исследований, показывающих влияние сенсорной информации на нашу жизнь, по мнению автора, подтверждает т.н. теорию воплощенного познания. Лично я бы назвал эту теорию чем-то вроде "парадигма горячей чашки". Но обо всем по порядку.
Центральная идея Горячей чашки - влияние чувственного опыта на принятие решений, поведение, оценку других и эмоциональные состояния. Говоря по секрету, ничего инновационного в этом нет. Но ведь хочется чего-то большего. Хочется понять, как изменяется это влияние в зависимости от модальности ощущений, как все это соотносится, подробнее понять про работу сенсорных зон и т.п. Отдельно стоит вопрос о семантическом пространстве. "Тепло - лекарство от одиночества" - звучит круто, но какие еще шкалы здесь могут быть использованы? Какое место среди них занимает шкала "Тепла-Холода"? Какое именно тепло и с какой именно депрессией связано? Но автор радостно заваливает нас эмпирическим материалом и историями из жизни.
Приводимые в книге исследования достаточно интересны, как в плане описания экспериментальных условий, так и выводов. Например, ряд результатов говорят, что:
- тепло - лекарство от одиночества;
- тактильный контакт увеличивает уверенность;
- красный цвет повышает сексуальность женщины и др.
То есть автор собрал массу исследований и впихнул в одну книгу. Фактически книга представляет из себя обзор статей, но без метаанализа.
Такое чтение больше подходит не психологам. Для экспериментальных работников это слишком слабо, для практиков слишком ясно. А вот для любителей популярной психологии то что надо. Стоит помнить, что в нашей стране популярная психология больше связывается с работами консультантов-шарлатанов. Найти подобное издание с таким количеством экспериментального материала (пусть и подаваемого в форме попсы) раньше было достаточно сложно.
Ну и самый негативный момент. В книге не поднята тема влияние звука на наше поведение. А таких статей в последние годы издается все больше. Почему автор забыл об этой модальности, мне категорически не понятно. Тем более она моя любимая.
Из позитивного отмечу последнюю главу - "Воплощение метафор за рамками шаблона: как стать креативным". Ее можно было бы превратить в отдельную книгу. Однако я не знаток данной тематики и местами автор ссылается, как мне кажется, на совсем дибильные исследования.
Вывод
Любителям популярной психологии, которые не связаны с этой наукой (или даже практической ее частью), стоит обратить внимание на книгу. Но для специалистов, она скорее покажется не столь интересной, так как автор ничего нового не рассказал. Сама же теория воплощенного познания слишком кратко упоминается и не раскрыта. И по первым ощущениям, эта теория очень поверхностна. К тому же стоит помнить, что в зависимости от модальности теория то должна быть разной. В принципе есть некое сходство в звуковых и визуальных иллюзиях, то есть на неком уровне обработка информации происходит однотипно. Но специфики все-таки больше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий