14.03.2015

О книге Елены Климовой "Дети-404. ЛГБТ-подростки: в стенах молчания"

Этот пост (как и сам блог) ориентирован на совершеннолетних читателей, интересующихся психологией и психотерапией. Далее высказывается мнение автора, и вы можете быть с ним не согласны. Комментарии в этом материале, как и во всем блоге доступны без регистрации и не удаляются без веских причин.

В блоге достаточно часто появляются статьи с рецензиями на книги по практической психологии и саморазвитию. Некоторые из них серьезные и понравятся специалистам, другие - попсовые, но не менее интересные.

Этот пост тоже о книге, о которой давно хочется рассказать. Вы не найдете ее на прилавках книжных магазинов, отчасти потому что она поднимает сложные, взрослые вопросы, хотя ориентирована на подростков, а также потому что она просто-напросто подпадает под действие закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Речь идет о книге "Дети-404. ЛГБТ-подростки: в стенах молчания".



В посте достаточно сложно дать оценку самому проекту, для этого нужно написать несколько отдельных материалов. Речь пойдет больше о самой книге. Сразу отмечу, что в ней много цитируются психологи и имеется тематика, актуальная для практиков, почему я и решил рассказать о ней.

Книга попала ко мне в руки не случайно - подарила близкая подруга. Я спросил ее, не будет ли она против, если расскажу о своих мыслях после прочтения. Получил согласие.

Книгу я читал в основном в метро и на работе. В общественном транспорте парочку раз словил напряженные взгляды в мою сторону, когда окружающие видели название на обложке. Книга сама по себе не располагает к чтению в людных местах, так как там приводятся гигантское количество примеров нетолерантного отношения не только к самим геям, но и людям, так или иначе интересующимся тематикой. Возможно "взгляды", которые я ловил, не более чем эффект контекста книги. Читая ее, и вправду начинаешь эмпатично сопереживать забитым обществом подросткам и в какой-то степени переносить это состояние на себя.

Сама книга вызывает относительно смешанные чувства. В ней есть интересные моменты и, читая ее, я открыл для себя что-то новое. С другой стороны это давящее на чувства чтиво, обращающееся скорее к нерациональной части читателя. В книге слишком мало авторского текста как такового, она в основном состоит из писем подростков в проект "Дети-404". Прочитать парочку таких писем - интересно. Но когда автор активно начинает аргументировать те или иные идеи отрывками писем несовершеннолетних, возникает вопрос: зачем здесь используется такой прием? По-моему, это сделано для чего угодно, но не для того, чтобы можно было лучше разобраться в теме.

В плане эмоциональной подачи информации, книга напоминает брошюры о наркозависимости середины 90хх - начала 00х. В них также было мало содержательного текста, но приводились бесконечные истории из жизни "винтовых", которые, к слову, более эмоциональны и трагичны.

Относительно авторского текста, повторюсь - его мало. Но там где он есть, он к месту. Хотелось бы конечно более развернутой истории, о том почему, зачем и как родился проект "Дети-404", ведь исходя из прочитанного это была не более чем личная борьба автора с заскорузлым обществом (что, наверное, не так уж и плохо).

Некоторые авторские идеи, честно говоря, вообще не понравились. Например, в книге есть глава о том, как правильно называть людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Ну, по-моему, это бред. Язык это живая система, которая регулируется ее носителями. Насильственное навязывание каких-либо специальных правил или новых слов не приводит ни к чему хорошему. Та же самая история со словом "ниггер" в США, прекрасно демонстрирует, что запрет на какие-то элементы языка приводит к еще большей их популяризации. Но культурных и образованных кругах такие слова как не использовали, так и не используют после их запрета.

Местами есть вообще не понятные с логической точки зрения места. Например, активно продвигается тема о том, что в ряде ситуаций подросткам неплохо бы совершать каминг-аут (раскрытие своей сексуальной ориентации перед близкими людьми), но в тоже время говорится о неких "желаемых" условиях для этого, к которым в том числе относится свое жилье. У подростков в нашей стране своего жилья, как правило, нет. То есть местами повествование оторвано от реальной жизненной ситуации.

В книге приводится скупая трактовка закона о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Например, педагог не может заниматься пропагандой традиционных отношений среди несовершеннолетних. И почему же запрет пропаганды геев является нарушением каких-либо прав? Однако закон конечно дурацкий и хорошего в нем мало. Но он направлен по большей части на предупреждение посещения школ активистами ЛГБТ-движения. Это мое мнение (как человека, работавшего педагогом-психологом) и вы можете с ним не соглашаться.

На 168 странице есть классная фраза: "Никто из ЛГБТ-подростков не верит в существование "пропаганды гомосексуализма". Вот примерно такими пассажами зачастую аргументируются те или иные идеи. Ну это просто ни о чем.

Далее в этой главе о трудностях ЛГБТ-сообщества в России есть абзац о нарушении права на образование. Нарушение здесь состоит в том, что школьникам не рассказывают о ЛГБТ. Опять-таки, нарушения здесь толком нет. Например, можно было бы рассказать детям на уроке химии, что потенциально сделать дома метамфетаминовую лабораторию не так чтобы сложно. Но этого не рассказывают, чтобы кто-либо не решил попробовать.

К тому же, как будто бы школьникам очень уж много рассказывают и о традиционных отношениях. О них говорят редко и не навязывают, они просто есть в рамках литературной программы, обществознания, истории и т.д. Ну кто виноват, что Пушкин написал про отношения Онегина с Татьяной, а не ввел вместо нее какого-либо гомосексуального героя. Я думаю, что рано или поздно в литературе могут появиться хорошие примеры произведений, в том числе с гомосексуальной тематикой и эти книги войдут в школьную программу. Пока их просто нет.

Я помню как читал факультативно "Лолиту" когда мне было лет 14. Это на самом деле безумно классная книга и ее не запрещают (хотя и пытались много раз). "Лолита" интересна не потому что в ней есть пидофильная тематика, а потому что в наличии живой сюжет, развивающиеся персонажи и прекрасный язык. Кстати практически все тоже самое можно сказать и про "Над пропастью во ржи", которую в штатах запрещали и разрешали несколько десятков раз за слишком свободное описание подросткового возраста и ряд сцен. Короче то, что вокруг нас больше примеров традиционных отношений говорит не о том, что они навязываются, а о том, что они естественно встроены в нашу культуру, со временем это может измениться.

В книге имеется пара абзацев про суициды. Напомню, что с России суицидников чуть ли не автоматом записывают в психически больные. Это особенность нашей психиатрии. В контексте книги это слабый аргумент, им не доказать что либо о ЛГБТ. Суициды имеют свою статистику и динамику среди подросткового возраста, и связь с ЛГБТ там очень спорная. Обычно счеты с жизнью сводят не потому, что страдают от непонимания близкими людьми своей сексуальной ориентации. Проблема не в ней. Проблема в непонимании, в том, что родители не всегда готовы помочь и поддержать ребенка, как и некоторые учителя и психологи.

В "Дети-404" приводится пусть и краткая, но очень уместная статистика о связи ЛГБТ с СПИДом. Действительно, зачастую гомосексуалистов считают, чуть ли не основной причиной распространения этого заболевания. Но это давно уже не так. Вот именно такие абзацы и такая логика повествования может донести до простого читателя то, что ЛГБТ это не конец света.

Но вернемся к негативным моментам. Наиболее странным и неуместным мне показалась глава "Наше будущее - туман", в которой очень подробно смакуется идея о том, что пора валить из России. Оказывается 69,6 % ЛГБТ-подростков хотели бы уехать из страны. Ну так собственно никто и не держит. У нас не СССР, когда границы были закрыты. Но вообще поднимать такую тему в подростковой книге не уместно. Все-таки многим ребятам в будущем служить, а девушкам рожать. Патриотичное воспитание это конечно не более чем, отмыв бабла местами, но в нем есть что-то, что необходимо для поддержания теплых чувств к стране и формированию адекватной гражданской позиции. Хотя, да, я ватник)

Но наличие именно таких абзацев приведет к тому, что книгу будут запрещать. Эту тему стоило бы опустить, либо не растягивать ее с 171-180 страницу. Кстати сюда же относится благодарности автора во введении. Она благодарит, в том числе некое объединение русскоязычных ЛГБТ в Германии. Ну здорово, но зачем еще и их баннер ставить после благодарности? Что это за объединение и адекватно ли в книге адресованной российской молодежи писать про него?

Кстати в книге есть много цитат психологов, о чем я говорил ранее. Что интересно проект "Дети-404" сотрудничает с практикующими специалистами нашей области. Они, насколько я понял, отвечают на письма ребят и оказывают им психологическую помощь. Все бы здорово, но в главе про "дискриминационную" лексику есть классный пассаж о том, что обычный подросток в случае травли может обратиться на телефон доверия, посетить психолога и т.д. А вот ЛГБТ ребята как будто то бы не могут. Так вот, этот момент я хочу оспорить. Так как, прочитав "Дети-404", я решил устроить небольшой анонимный опрос среди знакомых практиков и педагогов. Среди 10 опрошенных мною коллег (психологов, ведущих постоянный прием детей, подростков и семей) никто не высказал мнения о том, что он откажет в приеме несовершеннолетнему в случае наличия запроса о трудностях связанных с нетрадиционной ориентацией.

Психологи принимают детей и подростков независимо от причины обращения. Если подросток просит не осведомлять о его приеме родителей и наличии какой-либо весомой проблемы, прием происходит без разрешения законных представителей. К таким проблемам относят, например насилие в семье, а также нетрадиционные сексуальные отношения (но такая профессиональная позиция является адекватной, только при ряде моментов, о которых можно написать далеко не одну книгу). То есть, со стороны специалистов отказов нет. Психологам на самом деле, в позитивном плане, "плевать" почему подросток хочет попасть на прием, они примут его в любой ситуации.

Но так ли часто обращаются ЛГБТ-подростки на самом деле? Из 10 коллег, только четверо вспомнили несколько подобных случаев обращения. Остальные же, если и сталкивались с нетрадиционной сексуальной ориентацией в среде подростков, это было связано с функциональными нарушениями в семье, внешним влиянием референтного круга или являлось проходящим явлением.

Именно тех ребят, которые рождаются другими, о которых говорится в книге, не так уж много, относительно общего количества подростков. Но я не претендую на объективность этих данных, и вы можете сами пораспрашивать коллег.

Теперь о педагогах. У меня есть 4 знакомых школьных преподавателя. Спросив у них, как бы они отнеслись к тому, что кто-то из школьников заявил бы о своей нетрадиционной ориентации, я получил один и тот же ответ: «отнесся бы с понимаем, но попробовал объяснить, что в нашей стране раскрываться перед окружением - не самая лучшая идея». И на самом деле, ЛГБТ в России "буксует" не только по причине отвержения в властных кругах, но и из-за неготовности общества. У нас все еще живо поколение людей, которые воевали с фашизмом. Они точно не смогут принять новый формат отношений. В этом плане книга "Дети-404" немного опережает естественное развитие событий. Про это было бы неплохо упомянуть в ней, попытаться донести до несовершеннолетних какие-либо подобные размышления.

Ну а теперь о хорошем. Книга на самом деле интересна тем, кто работает с несовершеннолетними, особенно со старшими подростками. В ней много эмоций и они помогут лучше понять вам, как и что делать в случае, если за консультацией обращается ЛГБТ-подросток. Так что для психологов, работающих с несовершеннолетними это обязательное чтение. А вот педагогам я бы рекомендовать ее не стану. Хотя бы просто потому, что патриотизмом в ней не пахнет и логика местами хромает.

Для ЛГБТ-подростков книга достаточно позитивна. Она даст понять, что таких ребят в России не мало и с ними ведется общественная и, например, психологическая работа. Я думаю для некоторых ЛГБТ, книга может стать и вовсе "спасательным кругом".

Подросткам с традиционной ориентацией книгу советовать не стану. Во-первых, это может смахивать на пропаганду. Во-вторых, не думаю, что она будет им интересна.

В начале книги также упоминается о ее пользе для родителей, особенно тех ребят, которые совершают каминг-аут. Так вот им, как мне кажется, читать ее также не стоит. Есть более адекватные материалы, в интернете, аппелирующие больше к логике и психологическим моментам воспитания.

Короче говоря, книга "Дети-404" это книга для специалистов. Она поднимает более эмоциональный и чувствительный пласт, нежели чем в научной и профессиональной литературе.

Сам проект "Дети-404" в целом нужный и позитивный. Все-таки он ориентирован на интернет-аудиторию и за рамки сети толком не выходит. И это здорово, что ЛГБТ-подростки могут получить помощь в таком формате. И я против того, чтобы его банили в рунете. Активисты все равно найдут способы продвижения, о чем не раз заявляли со своих страничек в соц. сетях. Но ведя такую активную борьбу с ними, наши власти, почему-то упорно забывают о понятии черного пиара. Если год назад о "Детях-404" никто толком не знал, то теперь наслышаны все. Возможно, все-таки чиновники бессознательно стремятся совершить некий "каминг-аут" в сознании общества и популяризовать идеи, связанные с принятием ЛГБТ?

Один мой коллега здорово охарактеризовал книгу в целом: «404 - ошибка технического характера, означающая, что документ не найден. У нее нет никакой коннотации с замалчиванием (а ведь именно этот посыл судя по всему вложен в название книги). Она сообщает о том, что человек обращается к устаревшей, неактуальной или удаленной странице». Этот «моментик» с названием, по-моему, лучше всего характеризует ситуацию с ЛГБТ в России – если проблемы есть, их нужно решать, а не пиарить.

P.S. Несмотря на то, что многие коллеги под разными предлогами отказались участвовать в написании поста, есть среди них и сознательные личности. Спасибо К. и В. Без вас я бы так и не дописал этот пост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий