16.03.2015

Психолого-педагогическая экспертиза детских игрушек

В сентябре 2014го года в ряде новостных агентств появилась информация о том, что в Минобрнауки был подписан приказ о создании межведомственной рабочей группы по разработке предложений об организации проведения психолого-педагогической экспертизы детских товаров.



Рабочая группа по созданию комиссии состояла из ряда государственных организаций, в том числе отвечающих за качество разнообразных товаров и услуг; ряда ассоциаций, связанных с детскими товарами; МГППУ и Института психолого-педагогических проблем детства РАО. В Минобрнауки пояснили, что стоит акцентировать внимание экспертов на влиянии игрушек на социальную активность, познавательную сферу и освоение предшествующего культурного опыта.

Сама же экспертиза должна была быть направлена на оценку психологического воздействия детских игрушек, товаров, а также электронных игр и книг на неокрепшие умы несовершеннолетних. Экспертиза строится на мнении психологов и педагогов с привлечением производителя товаров. При этом на экспертизу направляются товары, продающиеся на территории РФ, которые могут быть произведены в любой другой стране мира. Экспертная комиссия не может дать отрицательный отзыв и запретить продажу игрушки, подобные решения принимаются в других органах.

Сразу же во многих газетах появились статьи, в которых психологи приводили разнообразные примеры бездуховных западных игрушек, которые формируют образ агрессивного главного героя из мультсериалов с размытой сюжетной линией, использующих оружие для уничтожения друг друга. Многие специалисты отмечали, что такие "игрушки" могут быть непосредственной причиной повышенной агрессивности детей.

Вот пример подобной статьи, вышедшей в газете Москва Вечерняя 30го сентября 2014го года. Более подробные ее фотографии в конце поста, обязательно почитайте мнение местных экспертов о том, почему детскому развитию мешает игрушка животного с неправильным окрасом (например, голубой щенок).

Запомните эти игрушки и никогда не покупайте. Особенно Ферби, который по ночам, возможно, разговаривает с вашим ребенком на не патриотичные темы.

Про рабочую группу и проведение экспертизы мне до сих пор ничего не известно, хотя есть много знакомых из образования. Но в России уже есть минимум две организации, которые проводили подобные экспертизы еще задолго до появления приказа Минобрнауки. Стоит понять, что подобные экспертные оценки важны не только государству, крайне заботящемся о подрастающем поколении, но и некоторым родителям, которые хотят быть точно уверены, что приобретенный товар не нанесет чаду психологическую травму.

В МГППУ с 2004 года работает Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Центр занимается научной, методической, организационной и популяризаторской работой, связанной с экспертизой детских товаров.

Данный центр может быть интересен вам как родителям. На их сайте имеется возможность задать вопрос о том или ином детском товаре. Помимо этого, их рекомендации можно учитывать при оформлении кабинета детского психолога.

Но все-таки, как проходит экспертиза детских товаров? На сайте имеется список шагов-критериев (про который я расскажу предельно сжато):

1) Этико-эстетические характеристики

Не проходят: агрессивные и содержащие порнографические элементы игрушки.
Проходят: нейтральные или несущие этические и эстетические ценности игрушки.

2) Операционально-технические характеристики;

Не проходят: некачественные игрушки, не соответствующие возрастным ограничениям.
Проходят: качественные игрушки, которые допускают помощь взрослого при обучении, но далее предполагающие самостоятельную игровую деятельность несовершеннолетнего.

3) Развивающий потенциал игрового действия.

Не проходят: игрушки с противоречивым или стереотипным порядком игровых действий.
Проходят: игрушки с широкими возможностями игровых действий, но соответствующие возрастным возможностям.

Помимо этого есть список требований к разным видам игрушек.

Ну а также там есть каталог детских товаров, прошедших экспертизу. Вот примеры некоторых детских товаров, которые рекомендованы для своих возрастных групп.

Такой прикольный, разбираемый пативен для детей от 1,5 лет из Италии

Отечественный ослик Иа для детей от 3-х лет

Шагающая кукла Кащей для детей от 3-х лет из России (характеристика эксперта: "Уникальная кукла - отрицательный персонаж, при этом обаятельный и вовсе не страшный.")

В Москве есть и другая организация, связанная с психологической экспертизой детских товаров - Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей. На сайте данной организации также есть описание критериев, которыми пользуются эксперты. А еще у них есть свой знак качества.


Естественно в конце поста мне бы хотелось бы поговорить о том, что стоит отбраковывать, а что нет в плане детских товаров. Но я не буду этого делать, так как уже года полтора как практически не работаю с несовершеннолетними. К тому же, мое мнение здесь будет крайне предвзятым. Проблема в том, что я отношусь к относительно "тяжелому" поколению детей, росших в девяностые. Напомню, что в те годы, не то что в России, а во всем мире не было каких либо общепринятых способов маркировки детских товаров. Например, та же самая ESRB (маркировка компьютерных игр для детей) появилась только в 1994 году.

Давайте также вспомним замечательную компьютерную игру Carmageddon. Ее упорно запрещали в Германии (как и прекрасные концерты Cannibal Corpse, с творчеством которых я был знаком лет с 12-13), красную кровь перекрашивали в зеленую, а людишек заменяли на роботов. Но эта игра, помимо зашкаливающей агрессии и бесконечных сцен насилия, была еще классным пособием по развитию пространственного мышления. Конечно, ей далеко до NFS Porsche Unleashed, но играю в нее, можно было, по крайней мере, научиться куда крутить руль, когда сдаешь задом, чтобы задавить или ударить кого-либо (кстати достаточно серьезный навык, который не поддается многим начинающим автолюбителям на протяжении нескольких лет).

Ну и самое последнее. Все вышеперечисленные организации больше акцентируются именно на игрушках. А сейчас основная проблема не с беременными куклами Барби или гламурными девочками Монстр Хай, а с зависимостью несовершеннолетних от игр на планшетах с донатом. В этом направлении пока совершенно не видно каких-либо телодвижений, а они нужны.

Но все-таки здорово, что в стране появляется некая система маркирования детских товаров, однако я не думаю, что стоит покупать своему чаду только те игрушки, которые пройдут подобную экспертизу. Вспомните, например прекрасный готишный мультик от Тима Бертона "Кошмар перед Рождеством". Разве вам не кажется, что фигурка главного персонажа заслуживает покупки вашему ребенку (естественно в том случае, если мультик ему понравился). Ведь, несмотря на страшноватый внешний вид Джека, мы все знаем, что он милашка и очень добрый живой мертвец.

Есть мнение, что Джек, в отличии от Кащея, экспертизу не пройдет

P.S. За бортом осталась тема о роли родителей в выборе детских товаров своему чаду. Но о ней мне писать совсем не хочется. Позитивного там мало. Краткий спойлер: если вы родитель, то можете принимать активное участие в выборе игрушек своему чаду, а еще есть такое понятие, как "родительский контроль" в программном обеспечении. Ну это так, к слову.

P.P.S. Вот другие фотки потрясной статьи о "плохих" игрушках.





Комментариев нет:

Отправить комментарий