12.06.2015

Интервью: психолог в мире компьютерного спорта

Финалы Чемпионата Мира по Лиге Легенд 2013, Лос Анджелес

Одна из целей этого блога - узнать, чем можно заниматься, получив диплом по психологии. На этот раз, на вопрос ответила Ольга Морозова – организационный психолог СТРОЙ ИНВЕСТ ПРОЕКТ М, аспирант ИП РАН и специалист по когнитивным наукам проекта "Кибернавтика" (сайт проекта пока в бета-режиме). Ольга является энтузиастом развития игровой индустрии, работает с профессиональными игроками и как ученый активно отстаивает представление о пользе игры в видеоигры.



- Приветствую, Ольга! Начнем немного издалека. Расскажи, как ты решила пойти в психологию и что знала о ней до начала учебы?

- Знаешь, когда друзья спрашивали меня, почему я выбрала учиться на психологическом факультете МГУ, я никогда не терялась с ответом. Перед поступлением и почти до самого конца обучения у меня не было иллюзий, что я представляю, чем хочу заниматься в жизни. Я выбрала психологию, потому что верила, что раз труд осуществляется в сообществе людей, то знание людей и навыки работы с ними беспроигрышно пригодятся мне в жизни, независимо от того, какая профессия в итоге украдет мое сердце. Сейчас, получив образование, связав свою жизнь с научной и практической психологией, я склонна верить, что именно такая установка помогла мне с энтузиазмом пройти все годы обучения и не врезаться в айсберги, потопившие столь многие корабли - ложное представление о психологии в массах, перманентный методологический кризис в этой науке, недостаток преподавания практического инструментария в ВУЗах и т.д. Конечно, моя история, как и любая другая, глубоко индивидуальна. Но важно, что за годы аспирантуры и работы я ни разу не столкнулась с нехваткой творческих задач, для решения которых нужны психологи профессионалы. Забавно, однако, что эти задачи никогда не ставит перед тобой начальство, они никогда не произрастают из должностной инструкции, потому что никто, кроме психолога-профессионала, не знает, на что способна психологическая наука. В любой области, даже нетрадиционной, психолог может сформировать задачи под себя, а это главный урок нахождения «работы мечты» – запрос на свои таланты нужно формировать самому. 

- Совет из личного опыта? 

- Конечно! Когда меня наняли психологом в крупную организацию, мне стало очевидно, что начальство не имеет никакого представления о том, что может делать психолог. Они воображали себе что-то вроде «очень компетентного» менеджера по персоналу. Я постоянно писала начальству предложения о проектах, которые я могла бы вести, о задачах, которые я видела актуальными, в итоге мой трудовой функционал был переписан с нуля через пол года работы. Надо ли говорить, что он был для меня интересен и комфортен. Но главный прорыв для меня случился в 2013 году, когда я собрала друзей с моего факультета, инженерного и клинического психолога, и вместе мы основали стартап «Кибернавтика». У нас троих была мечта работать в игровой индустрии, в киберспорте. Мы видели, что прямого запроса на психологов у игровой индустрии нет, но она просто не знает, чего лишена (смеется). 

- Вы решили, что это перспективная область? 

- Однозначно. Игровая индустрия в целом переживает сейчас период бурного расцвета. В США, по данным на 2011 год, 97% детей и подростков от 2 до 17 лет играли в игры более одного часа в день. В этом секторе экономики крутятся огромные деньги. С точки зрения фаната технологий, игры являются ядерными порождениями технологического прогресса человечества. С точки зрения ученого, можно видеть, как игры безвозвратно вторглись в период юности и даже взрослости, формируя новые личностные и когнитивные типы людей, а это новые вопросы и новые возможности.

-Как же обстоят дела с киберспортом в мире? 

- Кибреспорт – новое явление, активно развивавшееся последние лет десять. Все началось с появления специфических игровых площадок. Это самые разные игры – шутеры, тактические\стратегические игры, файтинги. То, что их объединяет – высокая соревновательность и длинная лестница мастерства. Грубо говоря, начать играть в игру и получать удовольствие может любой желающий, но для достижения мастерства необходимо прилагать огромные усилия, предела нет, разница в возможностях между новичком и виртуозом грандиозна. Если мастер решает заключить контракт с профессиональной организацией, взять на себя юридические и профессиональные обязанности, он становится киберспортсменом. Такие люди соревнуются в рамках турниров, формируют команды, заключают рекламные контракты со спонсорами, получают зарплаты – всё как олимпийские спортсмены. Подобные вещи возможны из-за огромных денежных вложений и лоббирования компаний, которым принадлежат игровые площадки. Развитие киберспорта очень выгодно для них. В силу красочности, мифологической насыщенности, сложности, такие игры привлекают внимание большой аудитории, оттуда громадные стадионы и десятки миллионов долларов в призовых пулах. За границей, особенно в США и Южной Корее, киберспорт уже получил заметное юридическое признание. В США, например, киберспортсменам с 2013 года выдают визы категории «Международно признанные спортсмены». 

- А у нас в России? Дай угадаю, всё не так гладко? 

С одной стороны, как мне кажется, у нас происходит больше активности в сторону того, чтобы признать киберспорт национальным видом спорта. Он уже был у нас таковым с 2001 по 2006 год. Федерация компьютерного спорта России оптимистично смотрит в будущее. Киберспорт оправданно рассматривается как интеллектуальный вид спорта. Несмотря на всё это, сложно не признать, что поддержка профессиональных игроков у нас очень низкая. Профессиональных организаций мало, зарплаты платят низкие, о гигиене труда никто и не слышал. Поле для работы огромное.

- И в чем же миссия проекта «Кибернавтика»? 

- Проект «Кибернавтика» поставил перед собой задачу внедрить спортивную психологию в сферу профессионального гейминга. Первый наш шаг - разработать программный продукт для комплексной когнитивной тренировки. Грубо говоря, мы делаем программу, содержащую пакеты упражнений, организованные в оптимальные тренировочные режимы для мозга. Понятно, что мы создаем упражнения именно для игроков, на основе профессиографического анализа, анализа деятельности игрока в конкретных соревновательных дисциплинах. И мы экспериментально проверяем наши разработки. Любая игра является системой нагрузок на когнитивные функции игрока. Чем более эффективно игрок справляется с этими нагрузками, тем более он успешен. Регулярная игра сама по себе оказывает на мозг сильный тренировочный эффект. Однако, стимуляция в играх комплексна, поэтому эффект тренировки не оптимален и не гарантирован. Наши технологии ускоряют развитие навыков и когнитивных способностей за счет дополнительного точечного воздействия на ключевые когнитивные функции. 

- Сопровождается ли ваша научная работа практической работой со спортсменами? 

- Да. Честно сказать, наш коллектив изначально был заточен на научную\экспериментальную работу, но мы открыли для себя, что практика является мощным инструментом исследования глубинных аспектов игровой деятельности. Кроме того, мы столкнулись с жадным запросом на подобного рода услуги со стороны Федерации киберспорта и некоторых организаций. Ни у кого из нас не было достойного опыта работы с группами, поэтому продвигаться пришлось осторожно. Так как в нашей команде есть психологи разных специализаций, мы способны оказывать спектр услуг – я, например, владею широким спектром методик личностного профилирования, мой коллега как психолог труда владеет знаниями о гигиене труда, техниках саморегуляции и релаксации, другой коллега способен вести тренинги целеполагания и коммуникации. Плюс, я получила повышение квалификации МГУ по психологии спорта именно из соображений оказания практических услуг. 

-Какие задачи в целом необходимо решать в практической работе? 

- Могу в общих чертах перечислить ступени работы. Первая ступень является диагностической, основанной на включенном наблюдении, тестах и методиках профилирования. Результатом этой ступени является знание в форме отчетов и рекомендаций: знание о личностной организации, мотивации и актуальном состоянии игроков; знание о взаимоотношениях в команде и командной культуре; знание о коллективном стиле целеполагания; знание о системе коммуникации; знание об отношении к руководящим звеньям (менеджеру/тренеру); знание об условиях и гигиене труда и т.д. Отдельно можно назвать оценку взаимодействия и индивидуального поведения в рамках игрового матча. 

Второй ступенью является непосредственно формирующая работа: изменение условий труда; тренинги целеполагания и коммуникации; обучение игроков навыкам релаксации, массажа, поддержания себя в оптимальном рабочем состоянии; развитие командного взаимодействия (мозговой штурм, творческие упражнения); индивидуальные разговоры с игроками о результатах личностной диагностики; индивидуальная работа с тренером/капитаном для модификации стиля управления; банальная просветительская работа о гигиене труда и т.д. 

- Есть ли проблемы в работе с игровыми коллективами и какие они?

- Проблем довольно много. Большинство из них происходят, как часто бывает, из ложных ожиданий и предрассудков относительно работы психолога. Кроме того, запрос на услуги приходит от вышестоящего звена, а сам коллектив может оказывать большое сопротивление работе. Предсказуемо, запрос формулируется как просьба научить команду побеждать. Мы разработали соответствующую документацию, которая позволяет нанимателю изучить и выбрать услуги, которые ему нравятся. На самом деле, цель другая - изучая документ, человек формирует представление о работе психолога и уточняет свой запрос и ожидания. 

Другое дело – команда. В одном коллективе могут быть смешаны те, кто видят в тебе волшебника, и те, кто заведомо считает тебя шарлатаном. Очень часто запрос приходит в короткие сроки перед крупным турниром, оставляя очень мало времени на формирующую работу, не говоря уже об установлении контакта и доверия. Еще хуже, когда игроки живут в разных городах и собрать их вместе можно только на предельно короткий срок. 

Это лишь немногие из возникающих проблем, но они предсказуемы и происходят из несформированности этой области практики – игроки не знают, чего ждать и как работать с психологами, а психологи еще не заточили свой инструментарий под работу с игроками. Честно сказать, первые наши опыты в этой области не оказались радостными, но это крест первопроходцев. Дальнейшие шаги были гораздо более легкими. 

- Есть ли в такой работе элемент консультирования или психотерапии?

- В нашей работе этот элемент не велик, потому что у нас нет людей с соответствующей квалификацией. Но другие психологи, конечно, могут извлечь свои инструменты работы из этой области. Индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа безусловно необходима и может принести отличные плоды. Игроков нужно приводить в равновесие, нужно формировать у них правильное отношение к победам и поражениям, развивать рефлексию собственного состояния. Уверена, что по мере развития этой области практики, условия для проведения сеансов подобного рода также будут появляться. 

- Работаете ли Вы как-то с проблемой игровой зависимости?

- Проблема игровой зависимости – наиболее освещенная тема в психологической литературе из всего, что касается видоеигр. Работа в рамках проекта «Кибернавтика» заточена на формирование более сбалансированного взгляда о влиянии игр на психику человека, с акцентом на позитивные свойства видеоигр. Конечно, мы не игнорируем проблему игровой зависимости и признаем ее значимость. Если говорить о профессиональных игроках, то тут эта проблема раскрывается иным образом, чем в целом у населения. Профессиональный игрок – не тот, кто играет больше и лучше всех. Есть люди, которые могут играть лучше его, но при этом не быть профессионалами. Профессиональный игрок – тот, кто не только отточил свое мастерство, но еще и проявил широкую социальную и организационную активность по установлению контактов, договоренностей, сбору команды, управлению и так далее. В итоге профессиональные игроки начинают воспринимать игру как свою работу, у них есть система прав и обязанностей. Кроме того, в наше время кибреспортсмены, особенно не в России, ведут очень насыщенную жизнь за пределами тренировок – они снимаются в роликах, дают интервью, комментируют матчи, путешествуют, меняют команды и так далее. Они формируют широкий круг знакомств, учат язык. В России ситуация печальнее, и действительно, киберспортсмены в большей степени проявляют истощенность жизнедеятельности, так как управляющие звенья не всегда заботятся о создании режима тренировок и контроле здоровья игроков. В таких условиях может развиться зависимость от видеоигр, проявляющаяся в вымещении других занятий и увлечений. 

- Ну что, финальное слово? Что вы планируете делать в будущем? 

На момент мая 2015 года наш продукт выходит на стадию открытого бета-тестирования. Наш сайт постепенно заполняется материалами по психологии видеоигр и киберспорта. Мы надеемся потихоньку разогнать этот корабль и пустить его в дальнее плавание. Наша цель – международное игровое сообщество. Что касается этой статейки, то я хотела всем сказанным привлечь внимание, что психология видоеигр/киберспорта – океан задач и возможностей, в котором плавает, дай бог, пара десятков специалистов хорошего уровня, как в рамках науки, так и практики. Здесь можно найти себя, если не бояться иногда обжигаться. Главное пробовать. 

- Спасибо!

P.S. Связаться с Ольгой можно по почте omorozova@cybernautics.pro

Комментариев нет:

Отправить комментарий