08.01.2016

Поп-статистика: лжем при помощи циферок

Некоторые постоянные читатели блога частенько доказывают мне, что основной мотив ведения Contemporary Psychology сводится к неуемному желанию автора блога облить грязью всех не нравящихся ему психологов. Это не так - есть масса других тем, которые достойны моего брюзжания. Но, как вы могли не раз заметить, я не только агрессивно брызжу слюной в сторону псевдопсихологии, но иногда и защищаю науку от нападок.

Одной из подобных тем исконно является статистика. Не проходит и месяца в моей потенциально очень равномерной и спокойной жизни, когда мне не пришлось бы защищать науку в целом и психологию в частности от нападок "мне читали курс психологии на первом курсе" и знатоков построения экспериментальных выборок. Тот факт, что нас окружают кухонные психологи, все мы давно знаем, но что насчет кухонных ученых? Их также полным полно и имя им Легион...



Мне сложно перечислить список всех "наездов" на научную психологию, - это нереально много пунктов. Основные из них сводятся к следующему:

- мы субъективно воспринимаем мир, наша психика субъективна, поэтому наука, а в частности психология, субъективна, так что лучше ходить в церковь;
- что конкретно предложили исследования по психологии обычному человеку, и конкретно - голодающим детям в Африке;
- психологические опросники - это долго, нудно и скучно. Обычная беседа в этом плане более показательна, именно поэтому я не верю психологам, - я сам лучше могу продиагностировать все что угодно за чашечкой чая на кухне.

Подобные пассажи мне частенько приходится выслушивать. Но если раньше я еще пытался спорить, то теперь просто слушаю и потом пересказываю коллегам, после чего мы валяемся по полу от смеха.

Но я слишком далеко ушел от темы поста, а ведь сегодня я хотел рассказать о книге, в которой объясняется, почему статистике верить нельзя. Эта тема, с одной стороны, всячески поддерживает мнение большинства кухонных критиков, но на самом деле это не так. Данная книга под видом разоблачения ужасной псевдонауки статистики не пытается низвергнуть корреляции и факторный анализ в пучину ложных методов, а скорее раскрывает особенности мультимодального метода обработки и интерпретации данных. А, как вы знаете, - знание статистики является одним из самых нужных навыков психологов.


Дарелл Хафф написал "Как лгать при помощи статистики" в 1954 году. Автор был относительно известным журналистом-фрилансером и редактором журнала про дизайнерские идеи для сада. Разбираемая книга стала самым известным его творением, хотя есть и парочка других интересных (например о том, как мухлевать при заполнении тестов).

О переводе названия


Издательство Альпина реабилитируется в моих глазах и никоим образом не переврало оригинальное название. Тут без претензий.


О чем книга?


"Как лгать при помощи статистики" задумывалось как краткий хендбук для обычных людей, далеких от мира вычислений. Прочитав эту книгу, вы бы могли воображать себя местным знатоком статистических методов и начать щеголять такими модными (помните, что на дворе 1950е годы) словечками, как "корреляции", "ковариации" и "процентили". Вообще, в годы издания книги, тема была крайне актуальна. Хотя уже тогда большинство статистических методов уже были описаны. Их истинное значение долго доходило до обычного человека, которому не объясняли фишек семантических уловок во время интерпретации данных.

Говоря другим языком, причиной появления книги на свет стало стремление автора раскритиковать волну рекламных посланий с использованием статистики, которые вводили в заблуждение обычного покупателя.

Ах да, пока не забыл. Понятие "статистика" используется тут немного в ущербном понимании. Я бы назвал данную статистику методом проведения опросов и маркетинговых исследований. Хардкорной статистикой тут и не пахнет, что никоим образом не портит книгу Хаффа.

Кому стоит читать книгу?


Если вы не шарите в экспериментальной психологии, то обязательно прочитайте. Если вы не знаете, что, имея практически любые цифры на руках, можно придти к любым теоретическим выводам, то также обратите внимание. Ну и наконец, если вы просто не хотите быть обманутым (или же хотите лучше научиться врать), то читайте.


К сожалению, книга не имеет никакой ценности для людей, которые шарят в статистических понятиях. Ее не имеет смысла читать, если вы занимаетесь наукой, и в особенности психологией, социологией, экономикой. А вот студентам первого курса, постигающим основы статистики (некоторым из которым она может показаться бесполезной), книгу Хаффа стоит заценить. Ведь тут достаточно хорошо рассказывается о формировании адекватной выборки для хорошего исследования.

Вместо обычной критики


В этом абзаце я обычно критикую книгу. Но в этот раз я поступлю наоборот: книга так себе, неплоха, и придраться особо не к чему. Больше всего меня радует то, что хейтеры науки и психологии в частности, прочитав книгу, скажут: "Да, я так и знал, что эти чертовы маркетологи, психологи и экономисты постоянно обманывают меня!" Пусть так и будет, вследствие чего я и в дальнейшем буду слушать постоянные бредни о бесполезности науки (и худшей ее части - психологии).

Но на самом деле книга "Как лгать при помощи статистики" немного устарела. Ее следовало бы обновить для текущих реалий, но, увы, это не представится возможным - Дарелл Хафф умер в 2001м году.

Подводя итоги...


Как бы мне не было противно от того, что пипл больше хавает поп-психологию, нежели научную (и я не имею ввиду именно теоретическую, а хотя бы основанную на эмпирических данных), ситуация не изменится. Ряд причин описан в разбираемой книге. И ее прочтение покажется забавным тем, кто знает, что за зверь такой - статистика. Но даже если вы не знакомы с этой наукой (которая и не наука вовсе, а метод), то "Как лгать при помощи статистики" все равно должна понравиться, правда выводы от ее прочтения вы сделаете не те, какие хотелось бы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий