21.04.2016

Интервью: опыт участия в группе ВДА

Недавно в блоге был пост о ВДА и ДФС (что это - читайте по ссылке), по которому было много положительной обратной связи от коллег - народ просто не знал этот формат психологической поддержки. Первый пост был ознакомительного характера, и хотелось сделать что-то еще. Мне самому, вероятно, не дано посетить встречи взрослых детей алкоголиков (хотя я тоже целевая группа) по причине отсутствия личного интереса (или правильнее сказать запроса). Так что мы нашли человека, который ходит на эти встречи и взяли интервью. Сразу отмечу, что ряд фактов специально изменен в целях конфиденциальности. Все-таки ВДА базируется на программе АА, в которой анонимность чтится.






- Привет, расскажи немного о себе.

- Мне 30.

- Когда ты узнала о группах ВДА? Как ты отнеслась к идее собрания подобных групп?

- Год назад я попала в кризисное отделение одной московской больницы, где познакомилась со своим нынешним психотерапевтом (первым в жизни). Он сразу же отметил, что я классический ВДА, и вручил книгу Войтиц (ссылка на книгу в Ozon). 

В больнице я принимала кучу различных препаратов и спала по 20 часов в сутки, поэтому формулировки доктора помню смутно, а книгу потом пришлось перечитывать. После первого прочтения остались только удивление, облегчение и одновременно испуг: «ой, это ж все-все-все про меня!» — такое, насколько я понимаю, поначалу испытывают многие ВДА. 

Сходить на группу было любопытно. Во-первых, «Бойцовский клуб», романтика. Во-вторых, посещение групп было условием моего доктора для продолжения терапии уже в частном порядке, а мне очень, очень нужна была терапия.

- Что было на первой встрече ВДА?

- В первый раз запомнились только душная комната в здании монастыря, много народу, сбивающий с толку бойкий регламент. И ритуалы, которые показались мне тогда немного отталкивающими, — молитвы, монетка-талисман АА, которую «заряжают» по очереди все присутствующие и отдают новичку в знак приветствия.

На всех группах говорят (и во всех материалах ВДА пишут): подождите делать выводы, не придирайтесь к словам и терминам, которые мы используем, сходите к нам раз шесть и тогда уже решите, нужно ли вам оно. Это честно и правильно. Но я все же после первой встречи сделала перерыв. Возобновила только через полгода — доктор дал понять, что так нам будет гораздо легче работать, — и уже в другом месте. 

- Как проходят группы? Что в начале, что в середине, что в конце?

- Во время встреч дверь всегда открыта, можно прийти и подключиться в любой момент. Есть ведущий, который зачитывает из большой папки обязательный набор текстов, включая 12 шагов и 12 традиций ВДА (чаще они читаются всеми присутствующими по кругу). Затем объявляется тема встречи (например, Второй шаг). Присутствующие несколько минут по одному абзацу читают текст по теме. Ведущий приглашает высказаться — по сабжу или о наболевшем. На спич у каждого по три минуты. Перебивать, выражать сочувствие, обнимать, спорить, обсуждать — нельзя. Под занавес читаются 12 обещаний ВДА, снова по кругу. Затем народ берется за руки и хором читает молитву.

- Вопрос, который специалисты задавать бы не стали, но я задам: что именно полезного происходит для участников на встречах с твоей точки зрения?

- Насколько я понимаю, для участников главное — возможность выговориться: тут поймут и не перебьют. По идее, еще должны помогать и вдохновлять позитивные истории других участников. Ну и полезно говорить вслух: ты как бы проводишь ревизию за неделю. 

А вот что полезного происходит конкретно для меня, я пока так и не поняла. Мне говорили, что это очень круто — понимать, что ты не один такой страдалец. Но меня это, напротив, расстраивает общение с подобными страдальцами. Потребности выговариваться на группе у меня нет, я несколько раз пробовала. Потребности слушать — тоже (многие просто несут ересь, а некоторых хочется схватить за грудки и кричать «беги в полицию, он же тебя убьет»).

Я делилась с доктором этими наблюдениями, и он подвел меня к тому, что группе надо что-то давать, а не только брать. Но «дать» я могу только свои внимательные уши. Пока я не понимаю, какой именно мой опыт может быть полезен, например, богобоязненной пенсионерке, которую мучает муж-алкоголик. Или даме, для которой самое страшное — не понравиться батюшке из районной церкви. Или славному старичку, который воспринимает социальное такси до синагоги как проявление благости Высшей силы. Или девушке, которая много лет живет с героиновым наркоманом и рожает от него детей. Да, у нас есть схожие проблемы, но образ мысли этих людей кажется мне не вполне здравым, а иногда даже токсичным. 

Доктор дал понять, что это мое «я не с вами» ни к чему хорошему не приведет, вот размышляю.

- Как изменилась твоя жизнь после начала посещения группы?

- У меня появилась хорошая конкретная идея для моей книжки — здорово подтолкнула меня в работе.

- Как часто ходишь на встречи?

- Раз в неделю. Но последние пару раз пришлось пропустить.

- Говорила ли ты кому-либо о том, что посешаещь группу ВДА? Если да, то какая реакция?

- Да. У всех, кому говорила, это вызывает здоровое и дружелюбное любопытство, некоторые очень остроумно и цинично шутят. Так что все ок.

- Расскажи про людей на группе. Какой средний возраст, достаток и кого больше: мужчин или женщин?

- Мужчины если и бывают, то типа один на группу (мужчины славные, кстати). В основном там дамы 24-70, больше всего женщин около 50. По большей части это простые, добрые, тихие, несколько измученные люди.

- А ходят ли на встречи семейные пары?

- Мне кажется, такое почти невероятно. Как правило, ходят те, кто существует в нездоровых отношениях, созависимые. Кстати, много просто одиноких людей.

- Общаешься с кем-то из группы вне встреч?

- Нет, и желания поговорить с кем-то после встречи (это приветствуется) пока нет, потому что см. выше.

- Снова про психотерапию. Продолжаешь ли ты посещать психотерапевта после "вступления" в ВДА? Мешает ли одно другому или наоборот?

- Да, продолжаю. Это однозначно помогает. Во-первых, пребывание на группе подсвечивает какие-то мои реакции, которые, как я заметила, масштабируются и на другие ситуации (например, эта тема «я не с вами» — она, как выяснилось, в принципе для меня характерна). Во-вторых, теперь у доктора шире инструментарий — он может использовать примеры, которые раньше я бы не поняла.

- Скажи, пожалуйста, по своим ощущениям, каким бы людям, с какой проблематикой, ты бы порекомендовала пойти на встречи ВДА?

- Прежде всего у человека должна быть большая потребность говорить и делиться с другими. Надо любить людей, конечно. Не бояться им довериться. Иначе на группе не круто.

Далее — ты в предыдущем посте довольно точно выделил симптомы, при которых в группах есть смысл. Из них самые главные, на мой взгляд, — мучительные и повторяющиеся отношения с кем-то, кого всегда надо «спасать», виктимность, тушевание перед авторитетами, нездоровая гиперответственность и чувствительность к критике. Есть еще одна странная штука, сводящая ВДА с ума, – ощущение, что ты во многих сферах самозванец. Это все звучит несмертельно, но вместе дает лютый микс, который делает из тебя по жизни то ли Баттерса, то ли Твика))

Есть еще один момент. Возможно, это специфика именно моего коллектива, но встречи группы — это полтора часа в обществе очень несчастных людей, безнадега. Хорошо и правильно идти на группу, если ты готов не приумножать скорбь, а садануть немножечко добра, поделиться позитивом и надеждой, помочь. 

- А что бы ты порекомендовала людям, которые относятся к ВДА, но не готовы посещать группу?

- Видимо, читать книги, смотреть хорошие лекции (например, Новиковой - ссылка), учиться взрослеть — при поддержке психотерапевта. Что точно не надо делать — это запоем читать форумы ВДА, есть шанс «найти у себя все, кроме родильной горячки». Сразу скажу, что для меня чтение той же Войтиц — это тяжелое занятие. Я постоянно отвлекаюсь, начинаю мысленно горячо выговаривать претензии родителям, спорю сама с собой, нервничаю. 

- Сколько еще планируешь посещать группу? Что потом?

- Буду ходить, пока не пойму, надо оно мне или нет. Если нет — откажусь, если надо — то дальше начнется работа по шагам, в отдельных мини-группах. 

- Вопрос от меня: на встречах есть два лагеря, один ВДА, другой ДФС, или все перемешано?

- Все перемешано. Представляясь, одни говорят, что они из семьи алкоголиков, другие — что из ДФС. Более того, присутствуют люди, которые ходят и в АА тоже.

- Есть ли на твоей группе психологи или психотерапевты? И в какой роли они?

- Может, они и бывали, но «под прикрытием»))

Заключение


Про ВДА, вероятно, в ближайшее время постов больше не будет. Хотя мы поищем еще кого-нибудь для подобного интервью. От себя отмечу только то, что ряду клиентов я рассказал про группы ВДА и пару человек признали что такая помощь им бы не помешала.

Конец.

1 комментарий:

  1. добрый день, я ВДА и я очень счастлива что начала посещать группы, так же работаю с психотерапевтом, и иду по первому шагу в мини-группе

    ОтветитьУдалить