18.08.2020

Со временем содержание психотического бреда меняется: теперь в него "включается" COVID-19

В социальных сетях я часто выкладываю ссылки на научные статьи, но в блоге всё же чаще выходили или околонаучные материалы, либо вообще про практику. Не стоит портить традиции, и поэтому вот вам перевод замечательного недавно вышедшего материала про весь этот коронавирус от не менее замечательного автора  канадско-американского журнала Vice — Shayla Love. Автор материала примечательна тем, что в принципе пишет крайне годные статьи на темы, которые станут актуальны не ранее, чем завтра (обожаю читать её статейки).

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке.

Далее — перевод статьи.

Но перед этим — дисклеймер: это не_медицинский блог, и в переводе могут быть неточности, допущенные либо случайно, либо преднамеренно. Если хорошо знаете английский, то ознакомьтесь с оригиналом. Если не знаете, и вы — психолог, то читайте у меня.



Люди с психотическими расстройствами будут переживать пандемический бред ещё долгое время – даже после после разработки вакцины или снятия социальных ограничений.

В начале марта текущего года в Германии 43х-летний мужчина начал слышать голоса соседей. Они "обвиняли" его – бывшего работника сферы здравоохранения – в том, что не смог оказать необходимую медицинскую помощь своим родителям. В результате его "халатности" родители могут умереть от COVID-19. Фактически, соседи тоже могут умереть – и этот исход будет его виной.

Конечно же все эти обвинения исходили не от близких людей и окружения, а были голосами из его собственной головы. В 2011 году этому немцу был поставлен диагноз "параноидальный психоз". При уже имевшей место быть госпитализации, он аналогичным образом слышал голоса, которые так же критически "оценивали" его действия. Но текущие обвинения, которые слышал только он, были новыми, и чрезмерно сфокусированными на пандемии COVID-19. Ко всему прочему, также он полагал, что не застрахован от заражения COVID-19 после получения сообщения в WhatsApp из Китая.

Согласно отчёту лечащих врачей мужчины, недавно опубликованному в научном журнале "Psychiatric Research", эта статья является первым официально задокументированным случаем психотического бреда, связанным с COVID-19, что, в свою очередь, раскрывает для нас потенциал воздействия пандемии на возможность проявления психических расстройств – таких, как шизофрения.

Содержание бреда, который переживают люди с психотическими расстройствами, не является бессмысленным шумом: на него сильно влияет то, что происходит в мире. Исторические события, политика, культура, технологии и... да, пандемия – могут быть отражены в бредовых переживаниях психически больных людей (во время пандемии свиного гриппа в 2009 году люди с диагностированной шизофренией считали, что их риск заражения выше, чем у здоровых людей).

Это один из тех путей, которым нынешняя пандемия (даже когда она, в конце-концов, закончится), будет преследовать нас – особенно тех людей, которые имеют проблемы с психическим здоровьем. Люди с психотическими расстройствами могут "застревать" в пандемических страхах даже после разработки вакцины или снятия социальных ограничений. Понимание того, что переживания о COVID-19 могут остаться с нами ещё на протяжении долгого времени, в будущем будет иметь решающее значение в вопросе лечения психотических расстройств.

"Если бы вы показали мне сотню людей с психозами, и ни один из них при этом не упомянул бы COVID-19, я бы подумал, что это странно", – считает Джоэл Голд, доцент кафедры психиатрии Медицинской школы Икан в Маунт-Синай. "Положительная симтоматика людей с психотическими расстройствами имеет существенное значение. И мы должны относиться к этой проблеме очень серьёзно".


В Хэллоуинскую ночь 2003 года в больнице Белвью в Нью-Йорке Джоэл Голд впервые увидел пациента, который считал, что он живёт в подобии "Шоу Трумана" – фильма 1998 года о человеке, вся жизнь которого была построена вокруг главного персонажа популярной телевизионной программы.

В 2012 году Голд и его брат Ян опубликовали статью об этом новом бредовом убеждении (они назвали его "Иллюзией Трумана" или бредом "Шоу Трумана"), которое проявлялось и у других пациентов. Например, у мистера А. – человека, который уже на протяжении пяти лет считал, что его жизнь похожа на фильм. Он прилетел в Нью-Йорк, будучи уверенным, что теракт "9/11" никогда не происходил, и то, что башни-близнецы все ещё стоят, и что он может доказать – новостные сводки были сняты как часть телевизионной программы. Когда он попал в психиатрическое отделение, то попросил переговорить с "режиссёром".

"Иллюзия Трумана" не могла бы существовать без фильма "Шоу Трумана". Сам по себе фильм не вызывал психозов, но темы, затронутые в нём, повлияли на состояние пациентов, их параноидальные переживания и заблуждения – аналогично влиянию пандемии COVID-19 на страдающего психическим расстройством мужчину из Германии.

На протяжении всей истории человечества бредовые идеи накапливались в культуре и истории – некоторые верования достигли своего пика в определённые эпохи, а затем они просто исчезали. В 14-м веке король Франции Карл VI страдал от характерных для тех времен заблуждений зажиточных людей и представителей королевской знати – так называемого, стеклянного заблуждения. Он думал, что его тело сделано из стекла и может расколоться. Считается, что он закутывался в одеяла, чтобы не "разбиться".

После 1830-х годов тема стекла исчезла из содержания бредовых идей. Позже, в 19-м веке, когда в качестве строительного материала стал широко использоваться цемент, он также вошёл в содержание бредовых установок – люди с психическими расстройствами думали, что они сделаны из цемента.

В революционной Франции часто встречающимся элементом бредовых идей была гильотина – сейчас уже нет. В 1940-х годах у психотических пациентов появилось новое содержание бредовых идей – они считали, что контролируются радиоволнами, тогда как сегодня, в связи с развитием технологий передачи данных, бредовые установки часто связаны с имплантированными компьютерными чипами.

Даниэль Фримэн – профессор клинической психиатрии Оксфордского университета, заявил, что в прошлом содержание бредовых идей, как правило, игнорировалось. "Как только выяснялось, что убеждения – ложные, разговоры на бредовые темы не поощрялись", – сказал он. "Содержание бредовых идей в значительной степени считалось бессмысленным, и рассматривалось как "пустой речевой акт".

Но в последнее время в отношении содержания бреда произошли существенные изменения. "Стало ясно, что эти идеи не возникают ниоткуда, и что они не случайны", – утверждает Клара Хампстон, научный сотрудник Института психического здоровья Университета Бирмингема. Некоторые исследователи считают, что бред возникает вследствие того, что мозг пытается интерпретировать сбивающие с толку физические или умственные ощущения – например, голоса в голове, галлюцинаторные образы или когнитивные искажения.

"Люди должны обнаружить смысл или объяснения для этого опыта. Человек испытывает недоумение или растерянность по поводу того, что происходит вокруг, и тогда наступает момент просветления", – говорит она. Они вдруг понимают: "О, это происходит потому, что меня преследуют или следят за мной". Требуется время, чтобы развить полностью систематизированное заблуждение; содержание бреда, как правило, основано на том, что имеет смысл для человека".

По словам Фримэна, когда врачи проводят время, слушая и разговаривая с людьми, находящимся в состоянии бреда, становится ясно, что их мысли связаны с личным опытом, окружением и ценностями. Врачи, работающие с тем, во что верят их пациенты, могут повлиять на переживания и лечение их болезни.

"Бредовые идеи трудно изменить, потому что они часто объясняют такие уникальные личные и часто загадочные переживания", – говорит Фриман. "Но они могут измениться, если люди окажутся в нужном месте, чтобы спокойно оценить альтернативные взгляды и начать новое обучение, основанное на собственном опыте".


Пандемия будет распространяться на содержание бредовых идей, потому что на данный момент доминирует в нашей жизни, а также вызывает сильные эмоции. Игнорирование этого нюанса может усугубить симптоматику психологически уязвимых людей.

"Это время повышенного уровня тревоги", – говорит Фримэн. "Даже выход на улицу может заставить тревожного человека задуматься: "Что происходит? А что будет дальше? При этом страх подпитывается паранойей. Когда беспокойство возрастает, параноидальные идеи имеют тенденцию расти. В период этого кризиса вы можем ожидать более высокого уровня параноидального бреда".

Коллеги Хампстон поделились с ней, что наблюдали у психотических пациентов случаи бредовых состояний, связанные с COVID, хотя на тот момент не опубликовали эти данные. Пациенты полагали, что они заразились COVID-19 по телефону, или что вся пандемия была преднамеренно запущена правительством различных стран по всему миру.

Многие темы текущей пандемии совпадают с более распространёнными идеями, которые уже наблюдались в содержании бредовых убеждений на протяжении веков, что делает их более зрелыми для включения в содержание психотических переживаний. Эти темы включают в себя ситуации, когда человек теряет свободу воли, свободу своих действий или мыслей, когда на него влияют внешние силы; он становится целью заговора коварной организации. Влияние этих тем зачастую также незаметно, как и сам вирус.

Хампстон утверждает, что, хотя мы и не можем знать наверняка, но вполне вероятно, что заблуждения, связанные с COVID-19, в ближайшее время не исчезнут. Фримэн соглашается и добавляет, что было бы "замечательно", если бы в последующие годы пандемия коронавируса не проявлялась в форме психозов.

Бредовые идеи, хотя и ложные сами по себе, могут показать, насколько глубоко наше общество подверглось воздействию или изменению. Иллюзия Трумана была просто иллюзией. Но она также показала, как мы живём в мире сейчас, где наши технологии невероятно близки к нам. "Я думаю, что это проливает свет на некоторые пути изменения общества", – говорит Голд.

Джеймс Тилли Мэтьюз, считающийся одним из первых задокументированных в конце 1700-х годов пациентов с параноидальной шизофренией, считал, что в Лондоне существовала большая машина под названием "Эйр Лом". Воздушный ткацкий станок контролировал его мысли и действия с помощью электромагнитных волн.

Рой Портер, научный историк, написал в эссе о Мэтьюсе, что воздушный ткацкий станок был своеобразной попыткой понять времена, в которые жил больной: он "реагировал на изумительный хаос французской революционной драмы смерти и опасности, не явные действия и двойные значения, переписывая их все в его собственном образном сценарии". Портер думал, что заблуждения Мэтьюса также отражают жестокое обращение врачей с пациентами психиатрических заведений тех вемен. "Каждый век получает сумасшедшего, которого он заслуживает", – писал Портер.


Голд отмечает, что бредовое содержание, отражающее мир вокруг, не обязательно удивляет. В конце концов, COVID-19 впитался во все наши мысли и тревожные размышления – будь-то психотические или нет. Люди включают COVID-19 в свои мысли и чувства – независимо от состояния их психического здоровья. В предстоящие годы, находясь среди большого скопления людей, все мы будем больше беспокоиться о вирусе, чистоте рук или социальной дистанции, нежели раньше.

Здоровые люди часто думают, что у них нет ничего общего с психотическими больными – т. к. шизофрения является одним из самых стигматизированных психических заболеваний. Но, хотя COVID-19 и может проявляться в бредовых идеях, он будет преследовать нас всех и по-разному. В этом смысле мы не так уж сильно и отличаемся.

"Я действительно думаю, что пациент, который поступит в психиатрическую больницу через год, будет говорить о COVID", – говорит Голд. "Но, знаете – мы будем говорить о COVID и через год. То, что у кого-то такой диагноз, как шизофрения, не означает, что он живёт не в том же мире, что и мы. Это станет элементом всей нашей жизни в течение многих последующих лет".

Комментариев нет:

Отправить комментарий